2003 — 2022
НОВОЕ ВРЕМЯ
В сентябре 2003 года пост директора Московской филармонии занял Алексей Алексеевич Шалашов. Под его руководством филармония заняла место ответственного лидера российской концертной жизни в сфере академической музыки.

Ежегодно филармония проводит более 1000 концертов, которые посещают более 600 000 слушателей. Продуманная абонементная политика позволяет постоянно расширять аудиторию, сохраняя постоянных слушателей: с 2015 года филармония в сезон продает более 100 тысяч абонементов.

Филармония сформировала систему продвижения молодых исполнителей, краеугольными камнями которой являются абонементы «Филармонический дебют» и «Звезды ХХI века». За последние 15 лет МГАФ вывела на сцену целое поколение молодых музыкантов — сегодня это не менее трети российских исполнителей. Большое внимание уделяется взаимодействию с российскими регионами в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».
В 2009 году Московская филармония стала одной из первых концертных организаций в стране, организовавшей профессиональную съемку своих концертов, с 2011 показы проходят в HD-качестве. Ежегодно филармония проводит около 320 прямых трансляций концертов и является ключевым участником программы «Виртуальные концертные залы».

В 2014 году на юго-западе Москвы начала работу «Филармония-2». В состав современного концертного комплекса входит большой Концертный зал имени С. В. Рахманинова, Малый, Виртуальный и Игровой залы.

Филармония инициирует проекты, которые становятся определяющими для разных направлений концертной жизни столицы: фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» (2009), исполнения барочных опер с участием звезд европейской сцены (2009), летний абонемент Госоркестра России и Владимира Юровского «Истории с оркестром» (2013), детские концерты «Сказки с оркестром» (2009), инновационные просветительские форматы для молодежи и детей «Мама, я меломан» (2017) и «Язык музыки» (2019).
В новом веке Московская филармония заняла место ответственного лидера российской филармонической сферы. Она расширила аудиторию до 100 тысяч абонементо-держателей, начала прямые трансляции концертов в HD-качестве, создала концертный комплекс «Филармония-2» и вывела на сцену новое поколение музыкантов.
С 2003 года Министерство культуры Российской Федерации и Московская государственная академическая филармония реализуют уникальный творческий проект, направленный на возрождение активной концертной деятельности на всей территории России и обеспечение равного доступа к культурным ценностям для жителей различных регионов нашей страны — «Всероссийские филармонические сезоны».

К участию в проекте привлечены ведущие филармонии России, включая Свердловскую филармонию, и симфонические оркестры страны: Национальный филармонический оркестр России, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, а также Государственная академическая капелла России им. А. А. Юрлова, Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева и другие.

Благодаря беспрецедентным по масштабу гастрольным турам «Всероссийских филармонических сезонов» слушатели всей России — от Калининграда и Мурманска до Владивостока и Магадана — могут соприкоснуться с искусством выдающихся музыкантов: Владимира Федосеева, Юрия Симонова, Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Михаила Плетнева, Владимира Юровского. С каждым годом география проекта расширяется.
2003—2004
ФИЛАРМОНИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ
ФИЛАРМОНИ-ЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ
Московская филармония с первых лет своего существования окружала вниманием молодых музыкантов, которые на филармонической сцене вырастали в настоящих звезд. От дебюта на большой сцене до всероссийского признания, от участия в концерте до сольной программы — за прошедший век многие исполнители проделали этот путь вместе с филармонией.
Программа Московской филармонии — это системное продвижение лучших молодых артистов, которые упорным трудом и умением развивать свой талант завоевали право называться звездами ХХI века. Они уже завоевали любовь публики и признание профессионалов, одержали множество побед на международных конкурсах.

За последние 15 лет филармония вывела на сцену целое поколение молодых музыкантов — сегодня это не менее трети российских исполнителей. Участниками программы «Звезды ХХI века» в разные годы были пианисты Филипп Копачевский, Лукас Генюшас, Юрий Фаворин, Злата Чочиева, скрипачи Павел Милюков, Никита Борисоглебский, Айлен Притчин, виолончелист Александр Рамм и другие.
ЗВЕЗДЫ XXI ВЕКА
2003—2004
Среди абонементов, которые пользуются особой любовью меломанов, одно из первых мест занимают «Оперные шедевры». В городе, где несколько крупных оперных театров, концертный проект смог завоевать обширную и преданную аудиторию благодаря уникальному репертуару и приглашению выдающихся исполнителей. В приоритете оперы, которых нет в театральной афише — те, которые никогда не исполнялись или давно не ставились на московской (а часто и российской) сцене. Проект дает публике возможность услышать знаковые сочинения европейского оперного репертуара и редко звучащие произведения в исполнении лучших оперных певцов со всего мира.

За годы существования абонемента публика познакомилась с редкими операми Моцарта («Идоменей», «Милосердие Тита», «Митридат, царь Понтийский»), услышала такие раритеты, как «Орфей и Эвридика, или «Душа философа» Гайдна, «Дева озера» Россини, «Четыре девушки» Денисова. Ценителей оперного искусства привлекают шедевры, которые невозможно услышать в Москве иначе, как в концерте: «Мария Стюарт», «Анна Болейн», «Роберто Девере», «Лукреция Борджиа», «Дочь полка» Доницетти, «Чужестранка» и «Норма» Беллини, «Гамлет» Тома, «Вертер» Массне.

Серия исполнений опер Доницетти с участием выдающихся певцов бельканто стала значительным событием в культурной жизни столицы. Столь же важное значение приобрела серия обращений к операм Генделя: с исполнения «Орландо» в 2009 году начался генделевский ренессанс в Москве.
ОПЕРНЫЕ ШЕДЕВРЫ
2006—2007
2007—2008
Проект родился «Сказки с оркестром» в стенах филармонии и быстро стал одним из самых востребованных. Ведь он дает возможность с самых ранних лет приводит детей в большой концертный зал и знакомить их с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов, а также с шедеврами классической музыки. Постоянный участник абонемента «Сказки с оркестром» в Концертном зале имени П. И. Чайковского — Академический симфонический оркестр Московской филармонии. В 2021 году в «Филармонии-2» появилось новое направление проекта: «Мир русских сказок» при участии Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова.

За годы существования проекта «Сказки с оркестром» его участниками стали известные российские актеры Марина Александрова, Нона Гришаева, Анна Большова, Юрия Пересильд, Юрий Стоянов, Александр Олешко, Григорий Сиятвинда, Дмитрий Назаров, Сергей Шакуров и многие другие.

В концертах звучат популярные русские и зарубежные сказки, среди которых «Волшебник изумрудного города», «Аленький цветочек», «Василиса Прекрасная», «Спящая красавица», «Алиса в стране чудес», «Пеппи Длинныйчулок», «Снежная королева», «Приключения голубой стрелы», «Мэри Поппинс», «Приключения Пиноккио», «Синдбад-мореход», «Синяя птица», «Винни Пух и все-все-все» и многие-многие другие.
СКАЗКИ С ОРКЕСТРОМ
2007—2008
«В самом названии фестиваля „Другое пространство“ по сути, маркировался смысл „инаковости“ актуального творчества, долгие десятилетия не покидавшего территории „андеграунда“, которую Филармония даже закрепила. Композиторы выступили в крошечном Камерном зале и круглом „Трюме Мейерхольда“, открытие которого символически совпало с дебютом фестиваля. Замкнутое пространство-„колодец“ с потолком, отражающим, словно черная неподвижная гладь воды, все, что происходит на „дне“ зала, в фантастическую галлюцинацию, стало метафорой обретшего дополнительный пространственный обертон актуального искусства, одним из новаторов которого был когда-то и Мейерхольд». (Алена Карась, Ирина Муравьева, «Российская газета». 20 марта 2009)
2008—2009
«ДРУГОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Первый фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» прошел в Московской филармонии 16−18 марта 2009 года. Он с самого начала был задуман как масштабный проект, где представлена актуальная картина музыкального искусства ХХ-XXI вв. Одним из инициаторов и арт-директором первого фестиваля выступил композитор и дирижер Олег Пайбердин.

Название «Другое пространство» определяло не только идею, но и формат событий: вечерние концерты проходили в недавно открытом Камерном зале, а дневные марафоны в подвальном помещении, которое когда-то служило для технических целей, а теперь было переоборудовано в концертную площадку под названием «Трюм Мейерхольда».

За три дня первого фестиваля прозвучало более пятидесяти сочинений представителей российского и западного авангарда ХХ века: опусы Берио, Булеза, Штокхаузена, Шаррино, Уствольской, Денисова, Подгайца, Щетинского, Курляндского, Филановского, Невского, Сафронова, Сюмака, Карасикова, Раннева, Сысоева и многих других. Среди исполнлителей — Студия новой музыки, ансамбли Nostri Temporis, eNsemble, Fandango, Московский ансамбль современной музыки, Квартет саксофонов Андрея Кравченко и другие, «воспринимающие безограничительную природу актуальной музыки и ее звуковые концепты, охватывающие не только запредельные возможности музыкальных инструментов, но и стрессовые для слуха шумы, скобления, рычания, скрежеты» («Российская газета»). В программе были и мультимедийные сочинения с использованием видеоряда, электроники и live- электроники.
В программе фестиваля были перфомансы, аудиовизуальные инсталляции с участием авторских музыкальных инструментов-объектов и мини-цикл шедевров немого кино («Оборону Севастополя» Александра Ханжонкова, «Движущаяся живопись» Оскара Фишингера и «Человек с киноаппаратом2 Дзиги Ветрова) с «живой» музыкой.


ДРУГОЕ
ПРОСТРАНСТВО
первый фестиваль актуальной музыки
Московская филармония стала одной из первых концертных организаций страны, начавших регулярные прямые трансляции концертов. Самая первая трансляция состоялась в 20 марта 2009 года, когда виртуальные зрители могли увидеть оперу Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России. А в 2011 году Московская филармония одной из первых культурных институций в России начала проводить профессиональную съемку своих концертов в HD-качестве.

С 2014 года филармония является ключевым участником проекта Министерства культуры РФ «Всероссийский виртуальный концертный зал». Трансляции филармонических концертов составляют базовую часть его контента. Проект совершил настоящую культурную революцию, позволив многократно увеличить аудиторию слушателей филармонических концертов за счет включения жителей отдаленных регионов и малонаселенных пунктов России в единое пространство музыкальной жизни.
К своему 100-летию филармония увеличила количество прямых трансляций до 300 и более в год, а число записей в бесплатном видеокаталоге на сайте филармонии превысило 3000.
Трансляция концертов
в HD-качестве
2011—2012
филармония — 2
23 декабря 2014 года свои двери распахнул большой концертный зал нового концертного комплекса «Филармонии-2» в Олимпийской деревне. Вскоре после открытия он получил имя Сергея Рахманинова.

Концертный зал в Олимпийской деревне был построен к Олимпиаде-80. После Олимпийских игр он получил статус Дома концертных организаций РСФСР, а в 2002—2014 гг. в здании располагался Государственный музыкальный театр под управлением Владимира Назарова.

В 2014 году здание было передано Московской филармонии; в кратчайшие сроки в нем прошла капитальная реконструкция. Новый концертный зал отвечает самым высоким художественным и акустическим требованиям. Это площадка мирового уровня, ее афиша не уступает афише центральных сцен столицы. Здесь выступают со своими оркестрами Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Владимир Спиваков, Туган Сохиев, Юрий Башмет, Александр Рудин, играют Денис Мацуев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Люка Дебарг, Екатерина Мечетина.

Концертный зал, оснащенный в соответствии с передовыми технологиями, сделал классическую музыку доступнее для жителей юго-запада Москвы, существенно расширил филармоническую аудиторию и образовал новый, важный для растущего города культурный центр.
Концертный комплекс «Филармония-2» имеет четыре зала: Концертный зал имени С. В. Рахманинова (1040 мест), Малый зал (189 мест), Игровой зал (до 80 мест) и Виртуальный зал (160 мест).
ОТКРЫТИЕ КОНЦЕРТНОГО КОМПЛЕКСА «ФИЛАРМОНИЯ-2»
2014—2015
С 2014 года фестиваль «Другое пространство» возглавляет один из самых востребованных дирижеров современности Владимир Юровский. Под его руководством форум вышел на новый уровень: в Москву приезжают крупнейшие европейские музыканты, а главное — фестиваль сформировал особое пространство для восприятия современного искусства. Комментарии ведущих и самих музыкантов создают уникальную атмосферу, выходящую за пределы концертных залов: в эти дни диалог слушателей с музыкой и друг с другом не прерывается, продолжаясь в течение всего фестиваля.

Фестиваль «Другое пространство» планомерно знакомя слушателей с шедеврами ХХ века и с музыкой, которая пишется в наши дни. В отличие от других фестивалей, также решающих эту задачу, «Другое пространство» сразу ориентировалось на широкую публику — постоянных посетителей филармонических концертов. Став в 2014 году художественным руководителем форума, дирижер Владимир Юровский представил целый ряд шедевров и премьер: исполнения Симфонии Берио, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории «Эль Ниньо» Адамса, цикла «Акустические пространства» Гризе стали крупнейшими событиями российской музыкальной жизни.
Владимир Юровский — художественный руководитель фестиваля «Другое пространство»

Ежегодный фестиваль новогодних каникул «Ёлка» возник благодаря уникальным ресурсам «Филармонии-2». Большой, Малый, Игровой и Новый залы современного концертного комплекса гибко подстраиваются под любой формат, позволяя реализовать самые необычные спектакли любой сложности. Новогодние представления адресованы детям разного возраста — от малышей 0+ до учащихся младшей и средней школы. Сегодня «Ёлка» — это десятки самых разных мероприятий, которые проходят на пяти площадках двух филармонических комплексов, включая Зал Чайковского.
В афише фестиваля «Ёлка» — музыкальные спектакли самых разных жанров: цирковые, кукольные, интерактивные, иммерсивные, фольклорные, джазовые. Это лучшие новогодние представления московских и областных, крупных государственных и маленьких независимых театров, которые в течение всего года тщательно отбирает команда филармонии.
Среди участников фестиваля — Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Государственный академический Малый театр, Государственный академический центральный театр кукол имени Сергея Образцова, Детский музыкальный театр юного актера, Московский областной театр юного зрителя, Московский театр кукол, а также Интерактивный бэби-театр и многие другие.
ФЕСТИВАЛЬ НОВОГОДНИХ КАНИКУЛ «ЁЛКА»
2015—2016
подпись — 1932. слушатели конференции
7 февраля 2019 года в Зале Чайковского прошел первый концерт нового интерактивного проекта «Язык музыки». Это серия просветительских концертов-лекций. Она адресована в первую очередь школьникам и подросткам, тем, кому мир академической музыки часто кажется далеким и непонятным. Главная задача проекта — научить их любить и понимать язык музыки. Каждая программа посвящена одному из элементов музыкального языка: темами первых двух сезонов стали «Ритм», «Мелодия», «Гармония», «Оркестр», «Голос», «Клавишные».

Все концерты серии проходят в интерактивном формате. Ведущие — музыкальный критик Ярослав Тимофеев и менеджер филармонии Мария Холкина — общаются с аудиторией, с музыкантами и друг с другом, ставя ключевые вопросы о классической музыке и находя неожиданные ответы. Слушатели могут почувствовать себя участниками большого музыкального действа и даже принять участие в исполнении. Многокамерная съемка позволяет рассмотреть все самое интересное крупным планом.
2018—2019
«ЯЗЫК МУЗЫКИ»
Центральным событием первого месяца юбилейного сезона стал фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний». Он посвящен одному из ярчайших и в то же время недооцененных в России композиторов эпохи барокко, интерес к которому проснулся в нашей стране сравнительно недавно. Московская филармония стояла у истоков возвращения музыки барокко на большую концертную сцену, и такой масштабный проект стал логическим продолжением ее многолетней работы. Художественным руководителем фестиваля выступил Михаил Фихтенгольц.

Фестиваль прошел с 3 по 15 сентября и состоял из двух циклов концертов: первый посвящен ораториальному наследию Генделя, второй — оперному. «Мир горний» объединил виртуозную музыку, написанную молодым композитором для католического Рима, и позднюю ораторию «Феодора». «Мир дольний» — три оперных шедевра 1720-х годов, созданных композиторов в самом расцвете сил: «Юлий Цезарь в Египте», «Тамерлан» и «Роделинда». «Тамерлан» прозвучал в Москве впервые.

В оперной серии принял участие Государственный академический камерный оркестр России под управлением авторитетного исполнителя музыки барокко Кристофера Мулдса. В ораториальных программах выступили Московский камерный оркестр Musica Viva, вокальный ансамбль Intrada, дирижеры Андреас Шперинг и Александр Рудин.

В рамках фестиваля в Москве выступили певцы, снискавших международную славу в барочном репертуаре — Йестин Дэвис, Аманда Форсайт, Вивика Жено, Джоан Ланн, Генриетта Бонде-Хансен, Оливия Вермёлен, Морган Пирс, Софи Юнкер, а также плеяда молодых исполнителей — звезд завтрашнего дня: Арье Нуссбаум Коэн, Кэмерон Шабази, Надежда Карязина, Катя Леду.

«Одно дело, когда одна опера Генделя звучит раз в сезон (и тому как не порадоваться), и совсем другое — когда слушателю предъявляют сущий сундук с сокровищами. Возможность послушать на протяжении считаных дней отборные генделевские исполнения интернационального класса, придирчиво сравнивая составы, еще лет десять назад показалась бы небывальщиной. Такие возможности еще и в Европе поди найди, так что честь и хвала Московской филармонии и создателю ее генделевского проекта Михаилу Фихтенгольцу за то, что намерение, возникшее еще в доковидные времена, удалось реализовать с такой основательностью». (Сергей Ходнев, «Коммерсантъ». 11 сентября 2021)
Первый фестиваль музыки Генделя

2021—2022