МОСКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
ЛЕТ
1OO
история
Московской
Филармонии
в событиях,
именах,
и звуках
1932 — 1941
>
1921 — 1932
>
ЭРА ВЕЛИКИХ
СОВЕТСКИХ
МУЗЫКАНТОВ
НАЧИНАЕТСЯ
Первые гастроли Артура Рубинштейна в СССР
ЭРА ВЕЛИКИХ
СОВЕТСКИХ
МУЗЫКАНТОВ
НАЧИНАЕТСЯ
1932 год стал началом новой страницы в истории Московской филармонии:
после фактической ликвидации столичной организации Наркомпрос принял решение о ее восстановлении, и в сезоне 1931/32 концертная жизнь начала стремительно набирать обороты.

В 1933 году по инициативе филармонии был проведен I Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, который подарил столичной сцене фигуры Эмиля Гилельса и Святослава Кнушевицкого. В 1938 году при участии филармонии прошел I Всесоюзный конкурс дирижеров, где блистали Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин.

Появляются новые коллективы: в 1936 году создан Государственный оркестр Союза ССР (ныне — Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова), в 1937- м — филармонический Государственный ансамбль оперы под руководством Ивана Козловского, в 1938- м — хор Московской филармонии и Государственный духовой оркестр.

В предвоенное десятилетие на филармонической сцене продолжали выступать мастера европейского исполнительского искусства: пианисты Артур Рубинштейн и Артур Шнабель, скрипачи Яша Хейфец и Ефрем Цимбалист, дирижеры Отто Клемперер и Эрих Клайбер и многие другие.

В 1936 году на сцене Московской филармонии начинают проводиться Декады советской музыки. В концертах звучат премьеры произведений Николая Мясковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Кабалевского и других крупнейших композиторов нашей страны, которые нередко сами принимают участие в исполнении.

В 1940 году открылся Концертный зал имени П. И. Чайковского.
Первые гастроли Артура Рубинштейна в СССР
В поисках имени
и пути:
от Госфила к Мосфилу
1932
1921
I
.
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed or printed, on either display pages or blank pages.

To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied.
1922 г.
Филармония начинала свою работу в условиях чудовищной инфляции, которая росла буквально с каждым днем. О ее размерах свидетельствует тот факт, билет на обычный концерт стоил от 500 тысяч до 3 млн. рублей.
3000000
рублей
за билет
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Each type of visual aid has pros and cons that must be evaluated to ensure it will be beneficial to the overall presentation. Before incorporating visual aids into speeches, the speaker should understand that if used incorrectly, the visual will not be an aid, but a distraction.

Planning ahead is important when using visual aids. It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience. The purpose of the visual aid is to enhance the presentation. Each type of visual aid has pros and cons that must be evaluated to ensure it will be beneficial to the overall presentation. Before incorporating visual aids into speeches, the speaker should understand that if used incorrectly, the visual will not be an aid, but a distraction. Planning ahead is important when using visual aids. It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience. The purpose of the visual aid is to enhance the presentation.
1922 г.
Торжественное открытие
Второе отделение открыли хоры a capella: «Гимн Пифагорейцев восходящему солнцу» Ипполитова-Иванова и "Развалину башни…" Танеева исполнила Государственная хоровая капелла под управлением Павла Чеснокова. За хорами последовали «Поэма экстаза» Скрябина и Второй концерт Рахманинова, солировал Константина Игумнов.
Симфонический коллектив, собранный для этого торжественного дня из московских музыкантов, назван в афише Государственным академическим оркестром, однако в реальности до создания Госоркестра пройдет еще почти 15 лет, а проблему создания собственного оркестра Филармония сможет решить лишь через 5 лет.

Интерес к событию оказался огромным, о чем свидетельствуют не только печать того времени, но и сохранившиеся в архивах письма к руководителям филармонии от москвичей и любителей музыки из других городов, приехавших в столицу специально на первый филармонический вечер и не заставших в кассах ни одного билета.
29 января 1922 года в Большом зале Московской консерватории состоялось торжественное открытие Госфила — Государственной филармонии Н.К.П. (Народного комиссариата просвещения). Со приветственным словом выступил музыковед и композитор Борис Борисович Красин, руководитель АК МУЗО — Академического центра Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения, который выступал в качестве организатора и руководителя Госфила.

Обширная программа дневного торжественного концерта началась с исполнения Девятой симфония Бетховена с участием выдающихся певцов, объединенных в вокальный квартет Госфила: Антонины Неждановой, Полины Доберт, Александра Богдановича и Василия Петрова. Дирижировал Александр Хессин.
МОСКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
ЛЕТ
1OO
история
событиях
именах
звуках
Московской
ФИЛАРМОНИИ
и
в
история
событиях
именах
звуках
Московской
ФИЛАРМОНИИ
и
в
В мае 1944 года в Зале Чайковского прошли концерты советской, английской и американской музыки, приуроченные к открытию второго фронта. В них слушателей ждали сюрпризы. Например, Сергей Лемешев – легендарный солист Большого театра, неповторимый Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского – пел песни популярных американских композиторов. В его исполнении прозвучали «Домик над рекой» Фостера, «Дым» Керна и «Любовь вошла» – «Love walked in» Гершвина, ставшую хитом в исполнении Фрэнка Синатры.

Первый раз знаменитый виртуоз игры на ситаре Рави Шанкар посетил СССР в 1954 году в составе официальной индийской делегации. В 1966 году началась его дружба с Джорджем Харрисоном и The Beatles, которая сделала Шанкара самым популярным индийским музыкантом на планете. В марте 1967 года Рави Шанкар вновь приехал в Советский Союз и выступил в филармонической программе в Концертном зале института имени Гнесиных. А через год музыкант получил свою первую премию «Грэмми» за совместный проект c Иегуди Менухиным West Meets East.

В 1930-е годы артисты Московской филармонии вели колоссальную по масштабам шефскую и просветительскую работу. Только в сезоне 1936/37 состоялось около 1500 всевозможных мероприятий для массового слушателя, которые проходили на сценах рабочих клубов, домов культуры и других площадках. А зимой 1936 года музыкальный десант отправился в Нарым: арфистка Вера Дулова, скрипачка Роза Уманская и пианистка Елизавета Лойтер «первыми проложили трассу широкому движению культурных сил на север».


На протяжении 1920-х годов Московская филармония несколько раз меняла свое название и тип организации. Филармония открылась под названием «Госфил», затем, следуя моде на аббревиатуры, была переименована в «Росфил», потом в «Софил». В эпоху НЭПа она существовала как Концертное акционерное общество при Народном комиссариате просвещения. Несмотря на неоднократную реструктуризацию и выделение государственной субсидии в 1930 году АО было признано банкротом и организация на один сезон перешла в подчинение Государственного объединения музыки, эстрады и цирков (ГОМЭЦ).

Филармония начинала свою работу в условиях чудовищной инфляции, которая росла буквально с каждым днем. О ее размерах свидетельствует тот факт, билет на обычный концерт стоил от 500 тысяч до 3 млн. рублей.
С 1931 года оркестр Московской филармонии проводил летний сезон на Кавказских Минеральных Водах — концерты проходили в Кисловодске, Пятигорске и Ессентуках. Но «курортными» условия этих гастролей назвать было нельзя: оркестр ежедневно давал по два концерта и в общей сложности за летний сезон проводил до 100 выступлений. Утром звучала короткая часовая программа, составленная из популярных и простых сочинений, во время концертов шла активная работа с публикой: музыканты рассказывали об инструментах, проводили викторины, пели со слушателями хором. Вечерние программы были более «академическими», в них включались увертюры и симфонии.
Летние
сезоны

1931 г.
В мае 1944 года в Зале Чайковского прошли концерты советской, английской и американской музыки, приуроченные к открытию второго фронта. В них слушателей ждали сюрпризы. Например, Сергей Лемешев — легендарный солист Большого театра, неповторимый Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского — пел песни популярных американских композиторов. В его исполнении прозвучали «Домик над рекой» Фостера, «Дым» Керна и «Любовь вошла» — «Love walked in» Гершвина, ставшую хитом в исполнении Фрэнка Синатры.
Лемешев
поет
американские песни

1944 г.
В 2 часа 10 минут 9 мая 1945 года Юрий Левитан зачитал по радио Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем Победы. Центральные площади Москвы спонтанно превратились в концертный зал под открытым небом: на Манежной выступал Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением дирижеров Александра Гаука и Николая Аносова, а на площади Маяковского выступали солисты Московской филармонии — выдающиеся пианисты Нина Емельянова и Юрий Брюшков, актер Эммануил Каминка и другие.
Концерт
в День
Победы
1945
1945 г.
В 2 часа 10 минут 9 мая 1945 года Юрий Левитан зачитал по радио Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем Победы. Центральные площади Москвы спонтанно превратились в концертный зал под открытым небом: на Манежной выступал Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением дирижеров Александра Гаука и Николая Аносова, а на площади Маяковского выступали солисты Московской филармонии — выдающиеся пианисты Нина Емельянова и Юрий Брюшков, актер Эммануил Каминка и другие.
Концерт
в День
Победы
В 1930-е годы артисты Московской филармонии вели колоссальную по масштабам шефскую и просветительскую работу. Только в сезоне 1936/37 состоялось около 1500 всевозможных мероприятий для массового слушателя, которые проходили на сценах рабочих клубов, домов культуры и других площадках. А зимой 1936 года музыкальный десант отправился в Нарым: арфистка Вера Дулова, скрипачка Роза Уманская и пианистка Елизавета Лойтер «первыми проложили трассу широкому движению культурных сил на север».
экспедиция
Сибирская
Нарым
1936
Первый раз знаменитый виртуоз игры на ситаре Рави Шанкар посетил СССР в 1954 году в составе официальной индийской делегации. В 1966 году началась его дружба с Джорджем Харрисоном и The Beatles, которая сделала Шанкара самым популярным индийским музыкантом на планете. В марте 1967 года Рави Шанкар вновь приехал в Советский Союз и выступил в филармонической программе в Концертном зале института имени Гнесиных. А через год музыкант получил свою первую премию «Грэмми» за совместный проект c Иегуди Менухиным West Meets East.
1954
Рави Шанкар: филармонический дебют

Чуковский на сцене Зала Чайковского
Важной страницей концертной жизни Московской филармонии было сотрудничество с крупнейшими писателями и актерами своего времени. На фотографии свои сочинения в Зале Чайковского читает Корней Иванович Чуковский. Его сказки и сегодня постоянно звучат в детских абонемента филармонии.
Акционерное общество: филармония в условиях НЭПа
На протяжении 1920-х годов Московская филармония несколько раз меняла свое название и тип организации. Филармония открылась под названием «Госфил», затем, следуя моде на аббревиатуры, была переименована в «Росфил», потом в «Софил». В эпоху НЭПа она существовала как Концертное акционерное общество при Народном комиссариате просвещения. Несмотря на неоднократную реструктуризацию и выделение государственной субсидии в 1930 году АО было признано банкротом и организация на один сезон перешла в подчинение Государственного объединения музыки, эстрады и цирков (ГОМЭЦ).
1925
1925??
В сезоне 1933-1934 в Московской филармонии начал работу Сектор массовой музыкальной пропаганды. Он отвечал за проведение концертов вне филармонических залов – в клубах в разных районах Москвы. Его главной задачей было привлечение новой, по преимуществу рабочей аудитории, и обширная просветительская деятельность: лекции и вступительные слова перед концертами, выставки, рассказывающие о музыкальных произведениях и инструментах симфонического оркестра. Большой любовью публики пользовались слушательские конференции и викторины, с помощью которых закреплялся материал вступительной лекции; активные участники викторин премировали билетами на концерты Большой и Малый залы консерватории.

За сезон 1933/34 Сектор провел колоссальную работу – 150 концертов. Насколько непростой была задача музыкального воспитания рабочей аудитории, стоявшая перед филармонией, говорит хотя бы тот факт, что среди достижений отмечалось: «Слушатели уже не смеются над колоратурным сопрано». В отчетах о работе Сектора также говорится, что солистов часто просили много играть на бис, и то, несомненно, свидетельствует об огромном интересе публики и важности просветительском работы.
Сектор массовой
музыкальной пропаганды
после фактической ликвидации столичной организации Наркомпрос принял решение о ее восстановлении, и в сезоне 1931/32 концертная жизнь начала стремительно набирать обороты.

В 1933 году по инициативе филармонии был проведен I Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, который подарил столичной сцене фигуры Эмиля Гилельса и Святослава Кнушевицкого. В 1938 году при участии филармонии прошел I Всесоюзный конкурс дирижеров, где блистали Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин.

Появляются новые коллективы: в 1936 году создан Государственный оркестр Союза ССР (ныне – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова), в 1937-м – филармонический Государственный ансамбль оперы под руководством Ивана Козловского, в 1938-м – хор Московской филармонии и Государственный духовой оркестр.

В предвоенное десятилетие на филармонической сцене продолжали выступать мастера европейского исполнительского искусства: пианисты Артур Рубинштейн и Артур Шнабель, скрипачи Яша Хейфец и Ефрем Цимбалист, дирижеры Отто Клемперер и Эрих Клайбер и многие другие.

В 1936 году на сцене Московской филармонии начинают проводиться Декады советской музыки. В концертах звучат премьеры произведений Николая Мясковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Кабалевского и других крупнейших композиторов нашей страны, которые нередко сами принимают участие в исполнении.

В 1940 году открылся Концертный зал имени П. И. Чайковского.

1932 год стал началом новой страницы в истории Московской филармонии:
В сезоне 1933-1934 в Московской филармонии начал работу Сектор массовой музыкальной пропаганды. Он отвечал за проведение концертов вне филармонических залов – в клубах в разных районах Москвы. Его главной задачей было привлечение новой, по преимуществу рабочей аудитории, и обширная просветительская деятельность: лекции и вступительные слова перед концертами, выставки, рассказывающие о музыкальных произведениях и инструментах симфонического оркестра. Большой любовью публики пользовались слушательские конференции и викторины, с помощью которых закреплялся материал вступительной лекции; активные участники викторин премировали билетами на концерты Большой и Малый залы консерватории.

За сезон 1933/34 Сектор провел колоссальную работу – 150 концертов. Насколько непростой была задача музыкального воспитания рабочей аудитории, стоявшая перед филармонией, говорит хотя бы тот факт, что среди достижений отмечалось: «Слушатели уже не смеются над колоратурным сопрано». В отчетах о работе Сектора также говорится, что солистов часто просили много играть на бис, и то, несомненно, свидетельствует об огромном интересе публики и важности просветительском работы.
Текст об одном из важнейших событий сезона
Первые гастроли Артура Рубинштейна в СССР
Осенью 1932 года по приглашению министерства культуры СССР Артур Рубинштейн впервые приехал в советскую России и выступил в Большом зале консерватории. В программе были произведения Шопена и три пьесы из балета «Петрушка», редакцию которых Стравинский сделал специально для Рубинштейна. С особым восторгом московская публика приняла незнакомые ей произведения Исаака Альбениса и Мануэля де Фальи, написанные для блистательного пианиста.

Из воспоминаний Артура Рубинштейна:

«Русские очень музыкальны. Они полностью вовлечены в исполнение, со всей душой и сердцем. Они легко увлекаются и приходят в восхищение, но так же легко расстраиваются и разочаровываются. Моя игра чрезвычайно им понравилась, особенно моя интерпретация Шопена и пьес Альбениса, которые были для них новы. Однако, «Петрушка» была прията прохладными вежливыми аплодисментами. Мои бисы – «Наварра» и «Танец огня» де Фальи – вызвали дикий восторг и овации. Пожилой служитель в артистической, который работал там еще с царских времен, сказал мне с глубоким вздохом: "Больше нет ни чая, ни лимона, ни пирожных. Не осталось ничего, ради чего стоит жить". Это была единственная искренняя фраза, которую я услышал за время пребывания в России».

Последняя фраза все же является преувеличением. В Москве Рубинштейн встречался с музыкантами, в том числе со своим давним другом Генрихом Нейгаузом. Кроме того, сам того не ведая, Рубинштейн сыграл решающую роль в судьбе двух выдающихся советских пианистов. В Одессе он слушал игру 13-летнего Эмиля Гилельса: знаменитый музыкант сразу почувствовал в мальчике божественную искру, он поцеловал робкого подростка в обе щеки и записал его имя в записную книжку, чтобы передать Генриху Нейгаузу.

Много лет спустя на приеме в Нью-Йорке к Рубинштейну подошел Святослав Рихтер и сказал: «Я был на вашем концерте в Одессе, когда вы исполняли «Петрушку». Тогда я изучал изобразительное искусство, но ваша игра настолько меня вдохновила, что я решил стать пианистом. В какой-то мере своей карьерой я обязан вам».
Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей
С 9 по 24 мая 1933 года при участии Московской филармонии в Большом зале консерватории прошел I Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. Соревнование проходило по четырем специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель и сольное академическое пение. Перед авторитетным жюри, в состав которого вошли А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Г. Нейгауз, М. Ипполитов-Иванов и многие другие выступили 103 участника. Победителями стали молодые артисты, впоследствии занявшие прочное положение на советской концертной эстраде: Борис Фишман (скрипка), Герц Цомык и Святослав Кнушевицкий (виолончель), Елена Кругликова, Ольга Леонтьева, Зоя Гайдай (сольное пение). Уже в первой половине сезона 1933/34 Мосфил провел концерты лауреатов.

Главной сенсацией конкурса стал 16-летний Эмиль Гилельс, которому единогласно была присуждена первая премия среди пианистов. Его выступление стало таким экстраординарным событием, что его описание можно найти в воспоминаниях многих современников.

«Хорошо помню, как он играл Парафразу Листа на темы из „Свадьбы Фигаро" Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал…», – писала пианистка, участница этого конкурса Мария Гринберг.

«Я уверен — тот, кому посчастливилось тогда быть среди любителей музыки, заполнивших зал Московской консерватории, на всю жизнь сохранил воспоминание об этом дне как одно из ярчайших впечатлений музыкальной жизни тех лет. Жюри было освобождено от необходимости обсуждать вопрос, кому присудить первую премию; после выступления Эмиля Гилельса этот „вопрос" перестал быть „вопросом"», – вспоминал композитор Дмитрий Кабалевский.

Гастроли Ефрема Цимбалиста
22 октября филармонический сезон 1935/36 открылся в Большом зале Консерватории. Оркестр филармонии играл под управлением своего главного дирижера Ойгена Сенкара, а в качестве солиста выступил выдающийся скрипач Ефрем Цимбалист.

Сын дирижера Ростовского оперного театра, в 1907 году Цимбалист блестяще окончил Санкт-Петербургскую консерваторию и вошел в историю как один из самых известных представителей скрипичной школы своего учителя Леопольда Ауэра. Международное признание пришло к нему в 1910 году после триумфального исполнения в Вене Скрипичного концерта Чайковского; уже на следующий год Цимбалист дебютировал в США, которые стали его второй родиной.

Скрипичный концерт Чайковского на протяжении всей творческой жизни оставался одним из коронных сочинения в репертуаре Цимбалиста. Именно его услышала и московская публика. Завершив карьеру концертирующего скрипача, Цимбалист неоднократно приезжал в СССР: в 1958–1970 гг. был членом жюри первых четырех Конкурсов имени Чайковского в Москве.

А 22 октября 1935 года во втором отделении прозвучала Первая симфония 32-летнего Арама Хачатуряна, в тот момент – аспиранта Московской консерватории в классе Николая Мясковского. Годом раньше молодой композитор представил симфонию на выпускном экзамене в консерватории. О том, насколько высокую оценку она заслужила в профессиональном сообществе красноречиво говорит то, что через сочинение было включено в программу-открытие филармонического сезона.
Оркестр Московской филармонии выступает под Альберта Коутса
Интересно, что главное место в программа Коутса занимала музыка русских композиторов – как мастеров старшего поколения, так и молодых советских авторов. В его интерпретации прозвучали «Поэма экстаза» Скрябина, «Петрушка» Стравинского, Четвертый фортепианный концерт Рахманинова (солист – Константин Игумнов), Классическая симфония Прокофьева, Фортепианный концерт № 1 Шостаковича (солист – автор), Симфония № 2 Кабалевского, Сюита из музыки к фильму «Гроза» Щербачёва. В одной из программ принял участие Генрих Нейгауз, он солировал в Первом фортепианном концерте Листа.
Первый концерт Государственного симфонического оркестра СССР
Филармонический сезон 1936/37 открылся 5 октября Большом зале консерватории, до отказа наполненном публикой: это был первый концерт масштабного Бетховенского цикла и первое выступление только что созданного коллектива – Государственного симфонического оркестра СССР (ныне – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова). Появление в музыкальной жизни столицы нового и очень крупного игрока – в составе коллектива было 130 профессиональных музыкантов – стало огромным событием.

Концерт открылся «Интернационалом», исполненным под управлением первого главного дирижера Госоркестра Александра Гаука. Обладая чрезвычайно широким и разнообразным репертуаром, Гаук был прирожденным дирижером-педагогом, и этим оказался особенно ценен для молодого коллектива. Уже в 1937 году оркестр был одним из основных участников первой Декады советской музыки, а сентябре 1938 года вынес на своих плечах огромную нагрузку, участвуя во Всесоюзном конкурсе дирижеров.

В основной программе были две симфонии Бетховена – Первая и Третья. дирижировал знаменитый австрийский дирижер Эрих Клайбер. «Первый симфонический концерт Филармонии, блестяще проведенный Клайбером, – хорошее начало – половина дела, – как гласит старая поговорка. Будет надеяться, что Гос. филармония с честью выполнит взятые на себя обязательства перед большой советской аудиторией, которая лучше чем кто бы то ни было и где бы то ни было умеет ценить подлинное искусство и подлинное мастерство», – писал Георгий Хубов в «Советской музыке»

Концерты дирижера Эриха Клайбера
Честь провести первый концерт новообразованного Государственного оркестр СССР была доверена знаменитому австрийскому дирижеру Эриху Клайберу.

С начала 1920-х годов он работал в Германии, но после прихода к власти нацистов, Клайбер покинул страну. Вторую половину 1930-х Клайбер провел в гастрольных «скитаниях» по Европе, а в 1936 году получил аргентинское гражданство.

Первая и Третья симфонии Бетховена в его исполнении в Москве были приняты с восхищением.

«Клайбер – не только замечательный мастер-дирижер. Он – прежде всего – глубокий музыкант большой культуры, воспитанный на лучших образцах классического наследия музыкального искусства. <…> Мастерство Клайбера и в могучих нарастающих ярких оркестровых звучаниях, и в тончайших нюансах «мелких штрихов» проявляется в равной мере свободно, сильно и точно. Пластический жест Клайбера – прост и выразителен – без тени манерности и сентиментальных преувеличений. В его скупых, временами лаконичных движениях сконцентрирована огромная волевая творческая энергия.

«Советская аудитория любит и чтит Бетховена, хорошо понимает и ценит его лучшие произведения. <…> Эрих Клайбер, начав бетховенский цикл, взял на себя ответственную задачу. В своем первом концерте он с этой задаче справился блестяще, раскрыв с огромной убеждающей силой – могучий творческий облик Бетховена. <…> Суровая мужественность и могучая страстность сочетаются в его интерпретации бетховенской героики. Огромное внутреннее напряжение заражает и увлекает всю аудиторию. И непосредственное воздействие его исполнения тем сильнее, чем больше стремится дирижер подчинить свой стихийный темперамент суровой логике "железного" бетховенского ритма». /Георгий Хубов. Праздник симфонической музыки. Советский музыка, 1936 № 11/
Концерты ГСО под управлением Отто Клемперера
29 октября, 5 и 6 ноября в Большом зале консерватории состоялись концерты Госоркестра под управлением Отто Клемперера. Прозвучали сочинения Бетховена, Брамса, Вагнера и Дебюсси.

Вот что рассказывает о репетициях и концертных выступлениях будущий главный дирижер оркестра Московской филармонии Кирилл Кондрашин:

«Клемперер дирижировал всегда без подставки, потому что был гигантского роста. Помню: на нем большие черные очки в роговой оправе. Он как бы нависает над оркестром и буквально гипнотизирует его. Репетировал он очень интересно, в основном отделывая форму произведения. <…> репетиции Клемперера были похожи на концерты. Он был настолько темпераментен, что загорался сам и не мог с собой совладать, — дирижировал в полную силу».

Создан Государственный духовой оркестр Союза ССР
В 1937 году появился еще один государственный коллектив – Государственный духовой оркестр СССР. Он был создан выдающимся тромбонистом, дирижером и композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Блажевичем (1881–1942), который возглавлял оркестр до 1939 года.

Коллектив с большим успехом выступал на филармонической сцене и гастролировал по стране. Его богатый репертуар включал переложения многих сочинений русской и европейской классики. С оркестром выступали выдающиеся академический солисты – инструменталисты и певцы.
1936
1935
1941
1940
1939
1938
Создан хор Московской государственной филармонии
В августе 1938 года был образован хор Московской филармонии. Художественным руководителем нового коллектива стал Геннадий Лузенин – недавний выпускник Московской консерватории, воспитанник Павла Чеснокова. Пост хормейстера занял 27-летний Клавдий Птица, только что завершивший учебу в консерватории в классе Георгия Дмитриевского и продолжавшего занятия в аспирантуре. Ему суждено было стать одним из крупнейших отечественных мастеров хорового дела; начав свой творческий путь в Хоре Московской филармонии, затем он более 30 лет (1950–1983) возглавлял Академический Большой хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Иная судьба ждала Геннадия Лузенина: в начале Великой Отечественной войны он добровольцем ушел на фронт, попал в немецкий плен и в 1943 году был расстрелян.

Хор филармонии выступал с самостоятельными хоровыми программами, а также участвовал в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.
Концерт Константина Игумнова
Профессор Московской консерватории Константин Игумнов посвятил первое отделение концерта фортепианной музыке своих современников Танеева, Метнера и Скрябина, созданной в конце XIX – начале ХХ вв. Во втором отделении 65-летний мэтр выступил с двумя молодыми музыкантами, лауреатами Всесоюзного конкурса Давидом Ойстрахом и Святославом Кнушевицким.

Первое отделение:

Танеев – Прелюдия фа мажор

Метнер – Соната ля минор ор. 38

Скрябин – Экспромт фа-диез мажор ор. 12

Три мазурки ор. 25

Поэма фа-диез мажор ор. 32

Четыре этюда (из ор. 8 и ор. 42)

Соната-фантазия ор. 19

Второе отделение:

Чайковский – трио для фортепиано, скрипки и виолончели

Сольный концерт Владимира Софроницкого
Программу концерта 18 мая Владимир Софроницкий полностью посвятил музыке Александра Скрябина. Нельзя не обратить внимание, какое важное место в репертуаре пианистов того времени занимали скрябинские сочинения. Так, 7 мая они звучали в концерте Константина Игумнова; интересно, что московская публика имела возможность с разницей в 10 дней услышать Сонату-фантазию ор. 19 в интерпретации двух выдающихся пианистов современности.

Первое отделение:

Два экспромта

Две прелюдии

Третья соната

Восемь этюдов ор. 8

Второе отделение:

Соната-фантазия ор. 19

Две прелюдии ор. 27

Две поэмы ор. 32

Четвертая соната

Поэма ор. 59

Загадка ор. 52

Нюансы

Танец томления

Сатаническая поэма

Генрих Нейгауз: Бетховенский цикл
В сезоне 1939/40 Генрих Нейгауз представил в Малом зале консерватории цикл из семи концертов «Сонаты Бетховена». Она всегда занимали в репертуаре и педагогической деятельности пианиста важнейшее место, однако концертная серия этого сезона ­– уникальный случай, когда Нейгауз исполнял бетховенские сонаты циклом.

Во втором концерте цикла прозвучали сонаты №№ 4 (ор. 7), 8 (ор. 13), 28 (ор. 101) и 29 (ор. 106).

Из воспоминаний Генриха Нейгауза:

«Когда мне было лет 17—18 (это было летом в чудесной деревне Полтавской губернии Мануйловке, впоследствии прославившейся, так как там часто отдыхал М. Горький), я впервые принялся за изучение труднейшей сонаты Бетховена — ор. 106 B-dur, Hammerklavier, с фугой. Принялся я за это очень рьяно, и если не играл ее, то все время о ней думал – на прогулках, во время купанья, сидя за обеденным столом... Укладываясь спать, я клал сонату на стул рядом со свечой (электричества тогда в Мануйловке еще не было) и читал ее до тех пор, пока сон меня не одолевал. Во время сна соната мне снилась, и бывало так, что я вдруг «застревал» в фуге во сне, не знал — как и что дальше. Это причиняло мне, очевидно, такое беспокойство, что я просыпался, зажигал свечку, брал ноты и читал фугу с того места, где я застрял. Потом опять засыпал. Бывало это не раз. В результате такой «работы» я выучил всю сонату наизусть ровно в шесть дней, а для такой вещи это срок минимальный».

Перейти к следующей эпохе
>
Перейти к следующей эпохе