МОСКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
ЛЕТ
1OO
история
Московской
Филармонии
в событиях,
именах,
и звуках
1932 — 1941
>
1921 — 1932
>
ЭРА ВЕЛИКИХ
СОВЕТСКИХ
МУЗЫКАНТОВ
НАЧИНАЕТСЯ
Первые гастроли Артура Рубинштейна в СССР
ЭРА ВЕЛИКИХ
СОВЕТСКИХ
МУЗЫКАНТОВ
НАЧИНАЕТСЯ
1932 год стал началом новой страницы в истории Московской филармонии:
после фактической ликвидации столичной организации Наркомпрос принял решение о ее восстановлении, и в сезоне 1931/32 концертная жизнь начала стремительно набирать обороты.

В 1933 году по инициативе филармонии был проведен I Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, который подарил столичной сцене фигуры Эмиля Гилельса и Святослава Кнушевицкого. В 1938 году при участии филармонии прошел I Всесоюзный конкурс дирижеров, где блистали Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин.

Появляются новые коллективы: в 1936 году создан Государственный оркестр Союза ССР (ныне — Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова), в 1937- м — филармонический Государственный ансамбль оперы под руководством Ивана Козловского, в 1938- м — хор Московской филармонии и Государственный духовой оркестр.

В предвоенное десятилетие на филармонической сцене продолжали выступать мастера европейского исполнительского искусства: пианисты Артур Рубинштейн и Артур Шнабель, скрипачи Яша Хейфец и Ефрем Цимбалист, дирижеры Отто Клемперер и Эрих Клайбер и многие другие.

В 1936 году на сцене Московской филармонии начинают проводиться Декады советской музыки. В концертах звучат премьеры произведений Николая Мясковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Кабалевского и других крупнейших композиторов нашей страны, которые нередко сами принимают участие в исполнении.

В 1940 году открылся Концертный зал имени П. И. Чайковского.
Первые гастроли Артура Рубинштейна в СССР
В поисках имени
и пути:
от Госфила к Мосфилу
1932
1921
I
.
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed or printed, on either display pages or blank pages.

To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied.
1922 г.
Филармония начинала свою работу в условиях чудовищной инфляции, которая росла буквально с каждым днем. О ее размерах свидетельствует тот факт, билет на обычный концерт стоил от 500 тысяч до 3 млн. рублей.
3000000
рублей
за билет
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Each type of visual aid has pros and cons that must be evaluated to ensure it will be beneficial to the overall presentation. Before incorporating visual aids into speeches, the speaker should understand that if used incorrectly, the visual will not be an aid, but a distraction.

Planning ahead is important when using visual aids. It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience. The purpose of the visual aid is to enhance the presentation. Each type of visual aid has pros and cons that must be evaluated to ensure it will be beneficial to the overall presentation. Before incorporating visual aids into speeches, the speaker should understand that if used incorrectly, the visual will not be an aid, but a distraction. Planning ahead is important when using visual aids. It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience. The purpose of the visual aid is to enhance the presentation.
1922 г.
Торжественное открытие
Второе отделение открыли хоры a capella: «Гимн Пифагорейцев восходящему солнцу» Ипполитова-Иванова и "Развалину башни…" Танеева исполнила Государственная хоровая капелла под управлением Павла Чеснокова. За хорами последовали «Поэма экстаза» Скрябина и Второй концерт Рахманинова, солировал Константина Игумнов.
Симфонический коллектив, собранный для этого торжественного дня из московских музыкантов, назван в афише Государственным академическим оркестром, однако в реальности до создания Госоркестра пройдет еще почти 15 лет, а проблему создания собственного оркестра Филармония сможет решить лишь через 5 лет.

Интерес к событию оказался огромным, о чем свидетельствуют не только печать того времени, но и сохранившиеся в архивах письма к руководителям филармонии от москвичей и любителей музыки из других городов, приехавших в столицу специально на первый филармонический вечер и не заставших в кассах ни одного билета.
29 января 1922 года в Большом зале Московской консерватории состоялось торжественное открытие Госфила — Государственной филармонии Н.К.П. (Народного комиссариата просвещения). Со приветственным словом выступил музыковед и композитор Борис Борисович Красин, руководитель АК МУЗО — Академического центра Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения, который выступал в качестве организатора и руководителя Госфила.

Обширная программа дневного торжественного концерта началась с исполнения Девятой симфония Бетховена с участием выдающихся певцов, объединенных в вокальный квартет Госфила: Антонины Неждановой, Полины Доберт, Александра Богдановича и Василия Петрова. Дирижировал Александр Хессин.
МОСКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
ЛЕТ
1OO
история
событиях
именах
звуках
Московской
ФИЛАРМОНИИ
и
в
история
событиях
именах
звуках
Московской
ФИЛАРМОНИИ
и
в
В мае 1944 года в Зале Чайковского прошли концерты советской, английской и американской музыки, приуроченные к открытию второго фронта. В них слушателей ждали сюрпризы. Например, Сергей Лемешев – легендарный солист Большого театра, неповторимый Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского – пел песни популярных американских композиторов. В его исполнении прозвучали «Домик над рекой» Фостера, «Дым» Керна и «Любовь вошла» – «Love walked in» Гершвина, ставшую хитом в исполнении Фрэнка Синатры.

Первый раз знаменитый виртуоз игры на ситаре Рави Шанкар посетил СССР в 1954 году в составе официальной индийской делегации. В 1966 году началась его дружба с Джорджем Харрисоном и The Beatles, которая сделала Шанкара самым популярным индийским музыкантом на планете. В марте 1967 года Рави Шанкар вновь приехал в Советский Союз и выступил в филармонической программе в Концертном зале института имени Гнесиных. А через год музыкант получил свою первую премию «Грэмми» за совместный проект c Иегуди Менухиным West Meets East.

В 1930-е годы артисты Московской филармонии вели колоссальную по масштабам шефскую и просветительскую работу. Только в сезоне 1936/37 состоялось около 1500 всевозможных мероприятий для массового слушателя, которые проходили на сценах рабочих клубов, домов культуры и других площадках. А зимой 1936 года музыкальный десант отправился в Нарым: арфистка Вера Дулова, скрипачка Роза Уманская и пианистка Елизавета Лойтер «первыми проложили трассу широкому движению культурных сил на север».


На протяжении 1920-х годов Московская филармония несколько раз меняла свое название и тип организации. Филармония открылась под названием «Госфил», затем, следуя моде на аббревиатуры, была переименована в «Росфил», потом в «Софил». В эпоху НЭПа она существовала как Концертное акционерное общество при Народном комиссариате просвещения. Несмотря на неоднократную реструктуризацию и выделение государственной субсидии в 1930 году АО было признано банкротом и организация на один сезон перешла в подчинение Государственного объединения музыки, эстрады и цирков (ГОМЭЦ).

Филармония начинала свою работу в условиях чудовищной инфляции, которая росла буквально с каждым днем. О ее размерах свидетельствует тот факт, билет на обычный концерт стоил от 500 тысяч до 3 млн. рублей.
С 1931 года оркестр Московской филармонии проводил летний сезон на Кавказских Минеральных Водах — концерты проходили в Кисловодске, Пятигорске и Ессентуках. Но «курортными» условия этих гастролей назвать было нельзя: оркестр ежедневно давал по два концерта и в общей сложности за летний сезон проводил до 100 выступлений. Утром звучала короткая часовая программа, составленная из популярных и простых сочинений, во время концертов шла активная работа с публикой: музыканты рассказывали об инструментах, проводили викторины, пели со слушателями хором. Вечерние программы были более «академическими», в них включались увертюры и симфонии.
Летние
сезоны

1931 г.
В мае 1944 года в Зале Чайковского прошли концерты советской, английской и американской музыки, приуроченные к открытию второго фронта. В них слушателей ждали сюрпризы. Например, Сергей Лемешев — легендарный солист Большого театра, неповторимый Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского — пел песни популярных американских композиторов. В его исполнении прозвучали «Домик над рекой» Фостера, «Дым» Керна и «Любовь вошла» — «Love walked in» Гершвина, ставшую хитом в исполнении Фрэнка Синатры.
Лемешев
поет
американские песни

1944 г.
В 2 часа 10 минут 9 мая 1945 года Юрий Левитан зачитал по радио Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем Победы. Центральные площади Москвы спонтанно превратились в концертный зал под открытым небом: на Манежной выступал Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением дирижеров Александра Гаука и Николая Аносова, а на площади Маяковского выступали солисты Московской филармонии — выдающиеся пианисты Нина Емельянова и Юрий Брюшков, актер Эммануил Каминка и другие.
Концерт
в День
Победы
1945
1945 г.
В 2 часа 10 минут 9 мая 1945 года Юрий Левитан зачитал по радио Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем Победы. Центральные площади Москвы спонтанно превратились в концертный зал под открытым небом: на Манежной выступал Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением дирижеров Александра Гаука и Николая Аносова, а на площади Маяковского выступали солисты Московской филармонии — выдающиеся пианисты Нина Емельянова и Юрий Брюшков, актер Эммануил Каминка и другие.
Концерт
в День
Победы
В 1930-е годы артисты Московской филармонии вели колоссальную по масштабам шефскую и просветительскую работу. Только в сезоне 1936/37 состоялось около 1500 всевозможных мероприятий для массового слушателя, которые проходили на сценах рабочих клубов, домов культуры и других площадках. А зимой 1936 года музыкальный десант отправился в Нарым: арфистка Вера Дулова, скрипачка Роза Уманская и пианистка Елизавета Лойтер «первыми проложили трассу широкому движению культурных сил на север».
экспедиция
Сибирская
Нарым
1936
Первый раз знаменитый виртуоз игры на ситаре Рави Шанкар посетил СССР в 1954 году в составе официальной индийской делегации. В 1966 году началась его дружба с Джорджем Харрисоном и The Beatles, которая сделала Шанкара самым популярным индийским музыкантом на планете. В марте 1967 года Рави Шанкар вновь приехал в Советский Союз и выступил в филармонической программе в Концертном зале института имени Гнесиных. А через год музыкант получил свою первую премию «Грэмми» за совместный проект c Иегуди Менухиным West Meets East.
1954
Рави Шанкар: филармонический дебют

Чуковский на сцене Зала Чайковского
Важной страницей концертной жизни Московской филармонии было сотрудничество с крупнейшими писателями и актерами своего времени. На фотографии свои сочинения в Зале Чайковского читает Корней Иванович Чуковский. Его сказки и сегодня постоянно звучат в детских абонемента филармонии.
Акционерное общество: филармония в условиях НЭПа
На протяжении 1920-х годов Московская филармония несколько раз меняла свое название и тип организации. Филармония открылась под названием «Госфил», затем, следуя моде на аббревиатуры, была переименована в «Росфил», потом в «Софил». В эпоху НЭПа она существовала как Концертное акционерное общество при Народном комиссариате просвещения. Несмотря на неоднократную реструктуризацию и выделение государственной субсидии в 1930 году АО было признано банкротом и организация на один сезон перешла в подчинение Государственного объединения музыки, эстрады и цирков (ГОМЭЦ).
1925
1925??
В сезоне 1933-1934 в Московской филармонии начал работу Сектор массовой музыкальной пропаганды. Он отвечал за проведение концертов вне филармонических залов – в клубах в разных районах Москвы. Его главной задачей было привлечение новой, по преимуществу рабочей аудитории, и обширная просветительская деятельность: лекции и вступительные слова перед концертами, выставки, рассказывающие о музыкальных произведениях и инструментах симфонического оркестра. Большой любовью публики пользовались слушательские конференции и викторины, с помощью которых закреплялся материал вступительной лекции; активные участники викторин премировали билетами на концерты Большой и Малый залы консерватории.

За сезон 1933/34 Сектор провел колоссальную работу – 150 концертов. Насколько непростой была задача музыкального воспитания рабочей аудитории, стоявшая перед филармонией, говорит хотя бы тот факт, что среди достижений отмечалось: «Слушатели уже не смеются над колоратурным сопрано». В отчетах о работе Сектора также говорится, что солистов часто просили много играть на бис, и то, несомненно, свидетельствует об огромном интересе публики и важности просветительском работы.
Сектор массовой
музыкальной пропаганды
после фактической ликвидации столичной организации Наркомпрос принял решение о ее восстановлении, и в сезоне 1931/32 концертная жизнь начала стремительно набирать обороты.

В 1933 году по инициативе филармонии был проведен I Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, который подарил столичной сцене фигуры Эмиля Гилельса и Святослава Кнушевицкого. В 1938 году при участии филармонии прошел I Всесоюзный конкурс дирижеров, где блистали Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин.

Появляются новые коллективы: в 1936 году создан Государственный оркестр Союза ССР (ныне – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова), в 1937-м – филармонический Государственный ансамбль оперы под руководством Ивана Козловского, в 1938-м – хор Московской филармонии и Государственный духовой оркестр.

В предвоенное десятилетие на филармонической сцене продолжали выступать мастера европейского исполнительского искусства: пианисты Артур Рубинштейн и Артур Шнабель, скрипачи Яша Хейфец и Ефрем Цимбалист, дирижеры Отто Клемперер и Эрих Клайбер и многие другие.

В 1936 году на сцене Московской филармонии начинают проводиться Декады советской музыки. В концертах звучат премьеры произведений Николая Мясковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Кабалевского и других крупнейших композиторов нашей страны, которые нередко сами принимают участие в исполнении.

В 1940 году открылся Концертный зал имени П. И. Чайковского.

1932 год стал началом новой страницы в истории Московской филармонии:
В сезоне 1933-1934 в Московской филармонии начал работу Сектор массовой музыкальной пропаганды. Он отвечал за проведение концертов вне филармонических залов – в клубах в разных районах Москвы. Его главной задачей было привлечение новой, по преимуществу рабочей аудитории, и обширная просветительская деятельность: лекции и вступительные слова перед концертами, выставки, рассказывающие о музыкальных произведениях и инструментах симфонического оркестра. Большой любовью публики пользовались слушательские конференции и викторины, с помощью которых закреплялся материал вступительной лекции; активные участники викторин премировали билетами на концерты Большой и Малый залы консерватории.

За сезон 1933/34 Сектор провел колоссальную работу – 150 концертов. Насколько непростой была задача музыкального воспитания рабочей аудитории, стоявшая перед филармонией, говорит хотя бы тот факт, что среди достижений отмечалось: «Слушатели уже не смеются над колоратурным сопрано». В отчетах о работе Сектора также говорится, что солистов часто просили много играть на бис, и то, несомненно, свидетельствует об огромном интересе публики и важности просветительском работы.
Текст об одном из важнейших событий сезона
1936
1935
1941
1940
1939
1938
Перейти к следующей эпохе
>
Перейти к следующей эпохе