МОСКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
1OO
история
Московской
Филармонии
в событиях,
именах,
и звуках
ЛЕТ
история
событиях
именах
звуках
Московской
ФИЛАРМОНИИ
и
в
филармонический дебют
Рави Шанкар:

Первый раз знаменитый виртуоз игры на ситаре Рави Шанкар посетил СССР в 1954 году в составе официальной индийской делегации. В 1966 году началась его дружба с Джорджем Харрисоном и The Beatles, которая сделала Шанкара самым популярным индийским музыкантом на планете. В марте 1967 года Рави Шанкар вновь приехал в Советский Союз и выступил в филармонической программе в Концертном зале института имени Гнесиных. А через год музыкант получил свою первую премию «Грэмми» за совместный проект c Иегуди Менухиным West Meets East.
1931 г.
После коренной реорганизации филармонии в очередной раз остро встал вопрос о собственном симфоническом оркестре. На этот раз он был решен: осенью 1928 года удалось объединить в новый коллектив несколько десятков высококвалифицированных музыкантов и образовать филармонический оркестр. Организатором и директором стал виолончелист квартета Страдивариуса и дирижер Большого театра Виктор Кубацкий.

Первое выступление оркестра состоялось 16 ноября 1928 года в Большом зале консерватории, под управлением Николая Голованова прозвучал Реквием Моцарта.
Благодаря энтузиазму участников новый коллектив смог удивительно быстро добиться высокого исполнительского уровня. Конечно, этому способствовала его работа с такими мастерами, как Николай Голованов, Вячеслав Сук, Константин Сараджев, Лев Штейнберг, Василий Небольсин, а также прославленными зарубежными дирижерами, выступавшими в Москве — Эрнест Ансерме, Отто Клемперер, Герман Шерхен.
Оркестр Московской
филармонии
1931 г.
29 января 1922 года в Большом зале Московской консерватории состоялось торжественное открытие Госфила — Государственной филармонии Н.К.П. (Народного комиссариата просвещения).
Торжественное открытие
Со приветственным словом выступил музыковед и композитор Борис Борисович Красин, руководитель АК МУЗО — Академического центра Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения, который выступал в качестве организатора и руководителя Госфила.

Обширная программа дневного торжественного концерта началась с исполнения Девятой симфония Бетховена с участием выдающихся певцов, объединенных в вокальный квартет Госфила: Антонины Неждановой, Полины Доберт, Александра Богдановича и Василия Петрова. Дирижировал Александр Хессин.
Второе отделение открыли хоры a capella: «Гимн Пифагорейцев восходящему солнцу» Ипполитова-Иванова и «Развалину башни…» Танеева исполнила Государственная хоровая капелла под управлением Павла Чеснокова. За хорами последовали «Поэма экстаза» Скрябина и Второй концерт Рахманинова, солировал Константина Игумнов.
Симфонический коллектив, собранный для этого торжественного дня из московских музыкантов, назван в афише Государственным академическим оркестром, однако в реальности до создания Госоркестра пройдет еще почти 15 лет, а проблему создания собственного оркестра Филармония сможет решить лишь через 5 лет.

Интерес к событию оказался огромным, о чем свидетельствуют не только печать того времени, но и сохранившиеся в архивах письма к руководителям филармонии от москвичей и любителей музыки из других городов, приехавших в столицу специально на первый филармонический вечер и не заставших в кассах ни одного билета.
1922 г.
Торжественное
открытие:
С 1931 года оркестр Московской филармонии проводил летний сезон на Кавказских Минеральных Водах — концерты проходили в Кисловодске, Пятигорске и Ессентуках. Но «курортными» условия этих гастролей назвать было нельзя: оркестр ежедневно давал по два концерта и в общей сложности за летний сезон проводил до 100 выступлений. Утром звучала короткая часовая программа, составленная из популярных и простых сочинений, во время концертов шла активная работа с публикой: музыканты рассказывали об инструментах, проводили викторины, пели со слушателями хором. Вечерние программы были более «академическими», в них включались увертюры и симфонии.
Летние
сезоны

1931 г.
С 1931 года оркестр Московской филармонии проводил летний сезон на Кавказских Минеральных Водах — концерты проходили в Кисловодске, Пятигорске и Ессентуках. Но «курортными» условия этих гастролей назвать было нельзя: оркестр ежедневно давал по два концерта и в общей сложности за летний сезон проводил до 100 выступлений. Утром звучала короткая часовая программа, составленная из популярных и простых сочинений, во время концертов шла активная работа с публикой: музыканты рассказывали об инструментах, проводили викторины, пели со слушателями хором. Вечерние программы были более «академическими», в них включались увертюры и симфонии.
Летние
сезоны

1931 г.
С 1931 года оркестр Московской филармонии проводил летний сезон на Кавказских Минеральных Водах — концерты проходили в Кисловодске, Пятигорске и Ессентуках. Но «курортными» условия этих гастролей назвать было нельзя: оркестр ежедневно давал по два концерта и в общей сложности за летний сезон проводил до 100 выступлений. Утром звучала короткая часовая программа, составленная из популярных и простых сочинений, во время концертов шла активная работа с публикой: музыканты рассказывали об инструментах, проводили викторины, пели со слушателями хором. Вечерние программы были более «академическими», в них включались увертюры и симфонии.
Летние
сезоны

1932 год стал началом новой страницы в истории Московской филармонии:
1931 г.
Торжественное открытие
Второе отделение открыли хоры a capella: «Гимн Пифагорейцев восходящему солнцу» Ипполитова-Иванова и "Развалину башни…" Танеева исполнила Государственная хоровая капелла под управлением Павла Чеснокова. За хорами последовали «Поэма экстаза» Скрябина и Второй концерт Рахманинова, солировал Константина Игумнов.
Симфонический коллектив, собранный для этого торжественного дня из московских музыкантов, назван в афише Государственным академическим оркестром, однако в реальности до создания Госоркестра пройдет еще почти 15 лет, а проблему создания собственного оркестра Филармония сможет решить лишь через 5 лет.

Интерес к событию оказался огромным, о чем свидетельствуют не только печать того времени, но и сохранившиеся в архивах письма к руководителям филармонии от москвичей и любителей музыки из других городов, приехавших в столицу специально на первый филармонический вечер и не заставших в кассах ни одного билета.
29 января 1922 года в Большом зале Московской консерватории состоялось торжественное открытие Госфила — Государственной филармонии Н.К.П. (Народного комиссариата просвещения). Со приветственным словом выступил музыковед и композитор Борис Борисович Красин, руководитель АК МУЗО — Академического центра Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения, который выступал в качестве организатора и руководителя Госфила.

Обширная программа дневного торжественного концерта началась с исполнения Девятой симфония Бетховена с участием выдающихся певцов, объединенных в вокальный квартет Госфила: Антонины Неждановой, Полины Доберт, Александра Богдановича и Василия Петрова. Дирижировал Александр Хессин.
1931 г.
В 2 часа 10 минут 9 мая 1945 года Юрий Левитан зачитал по радио Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем Победы. Центральные площади Москвы спонтанно превратились в концертный зал под открытым небом: на Манежной выступал Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением дирижеров Александра Гаука и Николая Аносова, а на площади Маяковского выступали солисты Московской филармонии — выдающиеся пианисты Нина Емельянова и Юрий Брюшков, актер Эммануил Каминка и другие.
Концерт
в День
Победы
1931 г.
В 1930-е годы артисты Московской филармонии вели колоссальную по масштабам шефскую и просветительскую работу. Только в сезоне 1936/37 состоялось около 1500 всевозможных мероприятий для массового слушателя, которые проходили на сценах рабочих клубов, домов культуры и других площадках. А зимой 1936 года музыкальный десант отправился в Нарым: арфистка Вера Дулова, скрипачка Роза Уманская и пианистка Елизавета Лойтер «первыми проложили трассу широкому движению культурных сил на север».
Сибирская
Экспедиция
1931 г.
ЭРА ВЕЛИКИХ
СОВЕТСКИХ
МУЗЫКАНТОВ
НАЧИНАЕТСЯ
1932 — 1941
>
Первые гастроли Артура Рубинштейна в СССР
АФИШИ СЕЗОНА
ЛЕТ
МОСКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
1OO
В мае 1944 года в Зале Чайковского прошли концерты советской, английской и американской музыки, приуроченные к открытию второго фронта. В них слушателей ждали сюрпризы. Например, Сергей Лемешев — легендарный солист Большого театра, неповторимый Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского — пел песни популярных американских композиторов. В его исполнении прозвучали «Домик над рекой» Фостера, «Дым» Керна и «Любовь вошла» — «Love walked in» Гершвина, ставшую хитом в исполнении Фрэнка Синатры.
Лемешев
поет
американские песни

1931 г.
Чуковский на сцене Зала Чайковского
Важной страницей концертной жизни Московской филармонии было сотрудничество с крупнейшими писателями и актерами своего времени. На фотографии свои сочинения в Зале Чайковского читает Корней Иванович Чуковский. Его сказки и сегодня постоянно звучат в детских абонемента филармонии.
Акционерное общество: филармония в условиях НЭПа
На протяжении 1920-х годов Московская филармония несколько раз меняла свое название и тип организации. Филармония открылась под названием «Госфил», затем, следуя моде на аббревиатуры, была переименована в «Росфил», потом в «Софил». В эпоху НЭПа она существовала как Концертное акционерное общество при Народном комиссариате просвещения. Несмотря на неоднократную реструктуризацию и выделение государственной субсидии в 1930 году АО было признано банкротом и организация на один сезон перешла в подчинение Государственного объединения музыки, эстрады и цирков (ГОМЭЦ).
после фактической ликвидации столичной организации Наркомпрос принял решение о ее восстановлении, и в сезоне 1931/32 концертная жизнь начала стремительно набирать обороты.

В 1933 году по инициативе филармонии был проведен I Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, который подарил столичной сцене фигуры Эмиля Гилельса и Святослава Кнушевицкого. В 1938 году при участии филармонии прошел I Всесоюзный конкурс дирижеров, где блистали Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин.

Появляются новые коллективы: в 1936 году создан Государственный оркестр Союза ССР (ныне — Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова), в 1937-м — филармонический Государственный ансамбль оперы под руководством Ивана Козловского, в 1938-м — хор Московской филармонии и Государственный духовой оркестр.

В предвоенное десятилетие на филармонической сцене продолжали выступать мастера европейского исполнительского искусства: пианисты Артур Рубинштейн и Артур Шнабель, скрипачи Яша Хейфец и Ефрем Цимбалист, дирижеры Отто Клемперер и Эрих Клайбер и многие другие.

В 1936 году на сцене Московской филармонии начинают проводиться Декады советской музыки. В концертах звучат премьеры произведений Николая Мясковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Кабалевского и других крупнейших композиторов нашей страны, которые нередко сами принимают участие в исполнении.

В 1940 году открылся Концертный зал имени П. И. Чайковского.
1932 год стал началом новой страницы в истории Московской филармонии:
Перейти к следующей эпохе