1921 — 1932
Но, несмотря на сложности, уже первые годы были наполнены концертами выдающихся музыкантов со всего мира — от Александра Гольденвейзера и Николая Голованова до Отто Клемперера и Яши Хейфеца.

Филармония в столице торжественно открылась 29 января 1922 года под названием Госфил Н.К.П. [Народного комиссариата просвещения]. Высочайший уровень филармонических событий был заявлен с первых лет существования организации. В 1920-е годы здесь выступают крупнейшие исполнители нашей страны и ведущие музыканты мира — дирижеры Отто Клемперер, Герман Абендрот, Эрих Кляйбер, Эрнест Ансерме, пианист Артур Рубинштейн, скрипачи Ефрем Цимбалист и Яша Хейфец. Филармония знакомит слушателей с новейшей музыкой Европы — в Москве проходят авторские концерты Дариюса Мийо и Белы Бартока.

На филармонической сцене начинают свой путь молодые советские музыканты и коллективы, в том числе Квартет имени Бетховена, созданный в 1923 году. А в 1928 у филармонии наконец появляется собственный симфонический оркестр, с которым постоянно работают выдающиеся советские дирижеры Николай Голованов и Александр Орлов, выступают многие русские и зарубежные маэстро.

Однако творческие свершения первого десятилетия жизни филармонии происходили на фоне серьезных административных и финансовых сложностей. Поиск оптимальной структуры организации и аппарата ее управления, формы материального обеспечения и общественных функций привели к тому, что филармония несколько раз ликвидировалась и создавалась заново: осенью 1923 года «Госфил» превратился в акционерное общество «Росфил» (Российская филармония), в 1928 году преобразованное в "Софил" («Советская филармония»). В сезоне 1930/31 филармония фактически перестала существовать, став частью Государственного объединения музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ). И лишь осенью 1931 года на музыкальной карте страны появляется имя «Московская филармония».
Первые 10 лет — непростой период: четыре раза филармония меняла свое название и долго искала оптимальную форму устройства.
Торжественное открытие
Второе отделение открыли хоры a capella: «Гимн Пифагорейцев восходящему солнцу» Ипполитова-Иванова и "Развалину башни…" Танеева исполнила Государственная хоровая капелла под управлением Павла Чеснокова. За хорами последовали «Поэма экстаза» Скрябина и Второй концерт Рахманинова, солировал Константина Игумнов.
Симфонический коллектив, собранный для этого торжественного дня из московских музыкантов, назван в афише Государственным академическим оркестром, однако в реальности до создания Госоркестра пройдет еще почти 15 лет, а проблему создания собственного оркестра Филармония сможет решить лишь через 5 лет.

Интерес к событию оказался огромным, о чем свидетельствуют не только печать того времени, но и сохранившиеся в архивах письма к руководителям филармонии от москвичей и любителей музыки из других городов, приехавших в столицу специально на первый филармонический вечер и не заставших в кассах ни одного билета.
29 января 1922 года в Большом зале Московской консерватории состоялось торжественное открытие Госфила — Государственной филармонии Н.К.П. (Народного комиссариата просвещения). Со приветственным словом выступил музыковед и композитор Борис Борисович Красин, руководитель АК МУЗО — Академического центра Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения, который выступал в качестве организатора и руководителя Госфила.

Обширная программа дневного торжественного концерта началась с исполнения Девятой симфония Бетховена с участием выдающихся певцов, объединенных в вокальный квартет Госфила: Антонины Неждановой, Полины Доберт, Александра Богдановича и Василия Петрова. Дирижировал Александр Хессин.
1922 г.
Торжественное открытие
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ
1922 г.
подпись — 1932. слушатели конференции
Филармония начала работу, не имея собственного симфонического оркестра. Попытка создать самостоятельный государственный коллектив не увенчалась успехом: не было ни достаточного числа квалифицированных музыкантов, ни средств.

В октябре 1922 года в состав филармонии в полном составе вошел Персимфанс — возникший незадолго до того Первый симфонический ансамбль в составе восьмидесяти превосходных музыкантов. Сохраняя автономию, Персимфанс выступал не только по своему обычаю без дирижера, но и под управлением выдающихся мастеров: Михаила Ипполитова-Иванова, Вячеслава Сука, Феликса Блуменфельда, Эмиля Купера, Александра Хессина. Однако его альянс с филармонией просуществовал недолго и уже в начале 1923 года распался.
1922 г.
ПЕР
АНС
СИМФ
1922 г.
1926 г.
1927 г.
Весной 1928 года СССР впервые посетил швейцарский дирижер Эрнест Ансерме. С 1910-х годов он находился в эпицентре музыкальной жизни Европы, был знаком со многими композиторами — Клодом Дебюсси, Морисом Равелем, Игорем Стравинским, Сергеем Прокофьевым. По рекомендации Стравинского в 1915 году Ансерме стал главным дирижером Русского балета Дягилева, под его управлением состоялись премьеры балетов «Парад» Эрика Сати, «Треуголка» Мануэля де Фальи, «Сказ про шута, семерых шутов перешутившего» Мануэля де Фальи, а также целого ряда сочинений Игоря Стравинского, в том числе «Сказки о солдате», «Пульчинеллы», «Сказа про лису, петуха и барана».

В Москве Эрнест Ансерме выступил 18 марта 1928 года в восьмом концерте первого абонемента. В большом зале консерватории он дирижировал оркестром Большого театра. В программу концерта вошли «Послеполуденный отдых фавна» (фигурирующий в афише как «Послеобеденный отдых фавна») и сюита «Иберия» Дебюсси, Скрипичный концерт Сен-Санса (солист — Диец Вейсман), «Альборада» Равеля и «Пасифик-231» Онеггера.
Гастроли
Эрнеста Ансерме
1928 г.
Филармонический сезон 1936/37 открылся 5 октября Большом зале консерватории, до отказа наполненном публикой: это был первый концерт масштабного Бетховенского цикла и первое выступление только что созданного коллектива — Государственного симфонического оркестра СССР (ныне — Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова). Появление в музыкальной жизни столицы нового и очень крупного игрока — в составе коллектива было 130 профессиональных музыкантов — стало огромным событием.

Концерт открылся «Интернационалом», исполненным под управлением первого главного дирижера Госоркестра Александра Гаука. Обладая чрезвычайно широким и разнообразным репертуаром, Гаук был прирожденным дирижером-педагогом, и этим оказался особенно ценен для молодого коллектива. Уже в 1937 году оркестр был одним из основных участников первой Декады советской музыки, а сентябре 1938 года вынес на своих плечах огромную нагрузку, участвуя во Всесоюзном конкурсе дирижеров.

В основной программе были две симфонии Бетховена — Первая и Третья. дирижировал знаменитый австрийский дирижер Эрих Клайбер. «Первый симфонический концерт Филармонии, блестяще проведенный Клайбером, — хорошее начало — половина дела, — как гласит старая поговорка. Будет надеяться, что Гос. филармония с честью выполнит взятые на себя обязательства перед большой советской аудиторией, которая лучше чем кто бы то ни было и где бы то ни было умеет ценить подлинное искусство и подлинное мастерство», — писал Георгий Хубов в «Советской музыке»
Оркестр Московской
филармонии
26-летний чилийский пианист впервые приехал в СССР в ореоле победителя одного из первых международных конкурсов пианистов, состоявшегося в Женеве в 1927 году. В Москве в Большом зале консерватории он выступил как солист и в сопровождении симфонического оркестра.

В афише большого сольного концерта 1 марта значились Рондо Бетховена, Вариации на тему Паганини Брамса, си-минорная соната Листа, сочинения Шопена и «Исламей» Балакирева (в своей статье о пианисте музыковед Л. Григорьев приводит другую программу: «Петрушка» Стравинского, «Исламей» Балакирева, си-минорная Соната Шопена, Партита и две прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» Баха, пьесы Дебюсси). 3 марта с оркестром Софила Аррау исполнил три фортепианных концерта — Второй Шопена, Четвертый Бетховена и Первый Чайковского.

Даже на фоне других иностранных знаменитостей, Аррау поразил феноменальной техникой, «энергическим волевым напором», свободой владения всеми элементами фортепианной игры, пальцевой техникой, педализацией, ритмической ровностью, красочностью своей палитры. Однако сердца московских слушателей он не завоевал: хотя внешние атрибуты успеха сопровождали пианиста постоянно, но им всегда сопутствовало и несколько ироническое отношение критиков, упрекавших его в традиционных пороках виртуозов — поверхностности, формальности трактовок, нарочитой быстроте темпов.
24 января с единственным сольным концертом в Москве выступил композитор и пианист Бела Барток. Этот концерт был счастью больших трехнедельных гастролей в Советском Союзе, которые Барток осуществил по приглашению Софила. Интерес композитора к новой России отчасти стимулировался увлекательными рассказами его венгерских друзей, ранее побывавших в СССР, в том числе скрипача Йожефа Сигети.

Имя Бартока было хорошо известно в СССР с начала 1920-х. В 1923—1928 гг. в Москве и Ленинграде прошла целая серия исполнений сочинений Бартока, преимущественно камерных. В январе 1925 года в Москве в исполнении Государственного квартета имени Страдивариуса впервые прозвучали Первый и Второй струнные квартеты композитора. В том же году вышел специальный номер журнала «Современная музыка», посвященный творчеству Бартока, которое в Советском Союзе противопоставляли упадническим тенденциям современной западной музыки. Сочинения Бартока исполнял Персимфанс, пианистка Елена Бекман-Щербина, огромный интерес к ним испытывали Мясковский, молодой Шостакович и многие другие отечественные композиторы. Все это подготовило богатую почву для приезда Бартока в СССР.

За три недели в Советском союзе венгерский музыкант выступил в Москве, Ленинграде, Харькове и Одессе.
В Москве он дал единственный концерт, выступив как пианист и композитора. В первом отделении он играл собственные переложения сочинений старых итальянских мастеров — Росси, Марчелло, Скарлатти, делла Чиайи, а также «Эпитафии» Золтана Кодая, две пьесы из своего цикла «Под открытым небом» и Allegro barbaro. Второе отделение Барток полностью посвятил своим фортепианным произведениям, наибольший успех имели «Венгерские танцы», «Бурлески» и «Румынские колядки».
Концерт прошел с огромным успехом. В своих дневниках Барток пишет о необычайном темпераменте советской публике, долго не отпускавшей его со сцены. В письмах жене Барток также подробно описывает зимние пейзажи Москвы, а также новое строительство, поразившее его своей масштабностью.
Гастроли
Беллы
Бартока
Гастроли
Клаудио Аррау
1929 г.
подпись — 1932. слушатели конференции
В 1930-е годы артисты Московской филармонии вели колоссальную по масштабам шефскую и просветительскую работу. Только в сезоне 1936/37 состоялось около 1500 всевозможных мероприятий для массового слушателя, которые проходили на сценах рабочих клубов, домов культуры и других площадках. А зимой 1936 года музыкальный десант отправился в Нарым: арфистка Вера Дулова, скрипачка Роза Уманская и пианистка Елизавета Лойтер «первыми проложили трассу широкому движению культурных сил на север».
Сибирская
Экспедиция
1931 г.
афиши сезона
Перейти к следующей эпохе