1941 — 1945
В годы войны активная работы филармонии не прекращалась. С 23 июня 1941 года во всех районах Москвы проходили концерты для призывников, тематические вечера, где звучали произведения об Отечественной войне 1812 года и новые сочинения.
Огромной популярностью в военные годы пользовались лекции перед концертами и в антрактах, которые проводили ведущие музыковеды страны; в начале 1945 года было продано более 700 абонементов на лекционные курсы.

В сезоне 1944/45 впервые появляются симфонические абонементы, проходит цикл концертов советской музыки. Репертуарный диапазон последнего военного года удивительно широк и простирается от «Дидоны и Энея» Пёрселла и «Орфея» Фомина до Восьмой симфонии Шостаковича и «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина.
В год окончания войны проводится III Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, победителями которого становятся пианисты Святослав Рихтер и Виктор Мержанов, виолончелист Мстислав Ростропович, скрипач Юлиан Ситковецкий.

9 мая 1945 года на площади Маяковского (ныне — Триумфальная) прошел стихийный концерт с участием солистов Московской филармонии. В вестибюле Зала Чайковского установлена мемориальная доска в память об артистах и сотрудниках Московской филармонии, погибших во время Великой Отечественной.
В годы Великой Отечественной войны филармония продолжала работу. Только в Зале Чайковского состоялось более 1000 концертов, их посетили более 2 миллионов зрителей. Артисты филармонии выступали в клубах и на призывных пунктах, в госпиталях и военных частях, а 9 мая 1945 года на площади Маяковского прошел стихийный праздничный концерт.
подпись — 1932. слушатели конференции
В первые дни войны в Москве был создан штаб по художественному обслуживанию агитационных и сборных пунктов. Филармония сразу начала активно участвовать в этой работе и уже 23 июня начались шефские концерты для призывников во всех районах города. За первые семь недель артистами и бригадами филармонии было дано около трех с половиной тысяч концертов.

В списках участников концертов много имен выдающихся артистов: Эмиль Гилельс, Мария Гринберг, Яков Флиер, Яков Зак, Роза Тамаркина, Давид Ойстрах, Ирма Яунзем и многие-многие другие. Образовались новые камерные ансамбли, объединившие крупнейших музыкантов, — трио Лев Оборин, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий, трио Нина Емельянова, Галина Баринова и Марина Козолупова, дуэт Льва Оборина и Давида Ойстраха. К бойцам регулярно приезжали симфонический и духовой оркестры, хор под управлением Свешникова.
1922 г.
всё для
победы
всё для
фронта
1922 г.
Премьера Седьмой симфонии Шостаковича, созданной в блокадном Ленинграде, стало самым грандиозным и резонансным музыкальным событием военных лет — не только в СССР, но и во всем мире. Ее первое исполнение состоялось 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находились в эвакуации и Шостакович, и труппа Большого театра СССР, симфоническим оркестром ГАБТ дирижировал Самуил Самосуд. Симфония транслировалась по радио на весь Советский Союз, в Англии и США.

Честь второго исполнения принадлежала Москве: два вечера, 29 и 30 марта симфония исполнялась в Колонном зале Дома Союзов силами объединенного оркестра Большого театра и Всесоюзного радиокомитета также под управлением Самосуда.

Об этом событии подробно пишет в своих письмах публицист Давид Заславский, печально известный обличительными статьями «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», надолго перекрывшими операм и балетам Шостаковича дорогу на сцену. Тем интереснее его почтительное, даже любовное отношение к Седьмой симфонии:

Московская премьера Седьмой симфонии Шостаковича
1928 г.
1922 г.
1927 г.
Филармонический сезон 1936/37 открылся 5 октября Большом зале консерватории, до отказа наполненном публикой: это был первый концерт масштабного Бетховенского цикла и первое выступление только что созданного коллектива — Государственного симфонического оркестра СССР (ныне — Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова). Появление в музыкальной жизни столицы нового и очень крупного игрока — в составе коллектива было 130 профессиональных музыкантов — стало огромным событием.

Концерт открылся «Интернационалом», исполненным под управлением первого главного дирижера Госоркестра Александра Гаука. Обладая чрезвычайно широким и разнообразным репертуаром, Гаук был прирожденным дирижером-педагогом, и этим оказался особенно ценен для молодого коллектива. Уже в 1937 году оркестр был одним из основных участников первой Декады советской музыки, а сентябре 1938 года вынес на своих плечах огромную нагрузку, участвуя во Всесоюзном конкурсе дирижеров.

В основной программе были две симфонии Бетховена — Первая и Третья. дирижировал знаменитый австрийский дирижер Эрих Клайбер. «Первый симфонический концерт Филармонии, блестяще проведенный Клайбером, — хорошее начало — половина дела, — как гласит старая поговорка. Будет надеяться, что Гос. филармония с честью выполнит взятые на себя обязательства перед большой советской аудиторией, которая лучше чем кто бы то ни было и где бы то ни было умеет ценить подлинное искусство и подлинное мастерство», — писал Георгий Хубов в «Советской музыке»
Артисты филармонии на северном флоте

подпись — 1932. слушатели конференции
1945 г.
4 июня 1944 года союзные войска — английские и американские — вступили в войну с нацистской Германией. Долгожданное открытие второго фронта сопровождалось укреплением дипломатических отношений и растущим интересом к политике и культуре стран-союзников. Самым значительным культурных событием тех месяцев стали два филармонических вечера в Зале Чайковского, организованные Всесоюзным Обществом Культурной Связи с заграницей, где силами лучших музыкантов Советского Союза была исполнена музыка английских, американских и советских композиторов. Играл Госоркестр Союза ССР, В концертах в качестве солистов приняли участие Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Мария Максакова, Сергей Лемешев, дирижировали Сергей Прокофьев, Николай Аносов и Александр Орлов.

20 мая первое отделение было посвящено английским композиторам. Впервые в СССР исполнялись увертюра «В городе Лондоне» Эдварда Элгара, увертюра «Сталинград» Кристиана Дарнтона, сюита на тему английских народных песен Ральфа Воана-Уильямса, а также английские народные песни в обработках для голоса с оркестром, сделанных Шостаковичем и Прокофьевым. Пела солистка Большого театра Мария Максакова.

Во втором отделении Шостакович солировал в своем Первом фортепианном концерте, а Прокофьев дирижировал своими сочинениями — «Русской увертюрой» и хорами из кантаты «Александр Невский».
21 мая концерт открыла 1 часть Пятой симфонии Роя Харриса, посвященная советским народам, Канон и фуга для струнного оркестра Уоллингфорда Риггер (оба сочинения — впервые в СССР), увертюра Самюэля Барбера к комедии Шекспира «Школа злословия» и популярные американские песни Фостера, Керна и Гершвина в исполнении Сергея Лемешева. Во втором отделении прозвучали Скрипичный концерт Арама Хачатуряна и фрагменты из ораторий Юрия Шапорина «На поле Куликовом» и «Сказание о битве за русскую землю».
На концертах присутствовали представители дипломатического корпуса, советская и иностранная пресса.
Концерты к открытию второго фронта: английская, американская и советская музыка
подпись — 1932. слушатели конференции
1945 г.
В 2 часа 10 минут 9 мая 1945 года Юрий Левитан зачитал по радио Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем Победы. Центральные площади Москвы спонтанно превратились в концертный зал под открытым небом: на Манежной выступал Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением дирижеров Александра Гаука и Николая Аносова, а на площади Маяковского выступали солисты Московской филармонии — выдающиеся пианисты Нина Емельянова и Юрий Брюшков, актер Эммануил Каминка и другие.
Концерт
в День
Победы
Первые советские народные университеты появились в Москве еще во время войны. В их организации принимала участие Московская филармония. Лекции Ивана Соллертинского, Игоря Белзы, Игоря Мартынова, Виктора Цуккермана, Ивана Ремезова, Гургена Назарьяна, Александра Должанского собирали огромное число слушателей. Филармония вела просветительскую работу в рабочих клубах, заводских цехах, госпиталях, военных школах и академиях.

Своеобразным итогом этой деятельности в военный период стал огромный спрос на лекционные курсы — в начале 1944 года было продано более 700 абонементов, а на каждое занятие раскупалось еще около 400 мест. Большой зал консерватории не мог вместить всех желающих посещать филармонические лекции. Тогда же по желанию слушателей возникли еженедельные семинары, на которых более углубленно изучали музыкальные формы, терминологию и другие специальные вопросы, которые затрагивались на лекциях.

Не меньший интерес зрители проявляли и к выставкам, которые тщательно готовились музыковедами филармонии и где можно было увидеть не только фотографии, но и редкие документы, эскизы декораций и костюмов и другие материалы из фондов Театрального музея имени Бахрушина и Центрального музея музыкальной культуры имени Глинки.

На филармонических лекциях в Московском университете охотно выступали выдающиеся исполнители. Рассказы музыковедов «иллюстрировали» Лев Оборин, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий, Нина Дорлиак, Наталья Шпиллер, Наталья Рождественская и многие другие.
7 июня 1945 года в Московской филармонии прошло концертное исполнение оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Лирико-драматические сцены по роману Толстого впервые прозвучали в Москве под фортепиано 16 октября 1944 года, а теперь были представлены столичной публике в полноценном виде.

Инициатором филармонической постановки выступил Самуил Самосуд, до 1943 года занимавший должность главного дирижера Большого театра. Прокофьев очень высоко ценил мастерство Самосуда и часто доверял ему первые исполнения своих произведений — в том числе Седьмой симфонии и оратории «На страже мира».

Главные партии в "Войне и мире" были поручены артистам Большого театра: басу Александру Пирогову, баритону Алексею Иванову, бас-баритону Александру Батурину, тенору Федору Федотову. Также в опере участвовали солистка Московской филармонии Мария Надион, артисты Музыкального театра Станиславского Николай Панчехин и Михаил Щеглов и другие певцы.

После нескольких спевок опера была представлена в Большом зале консерватории с элементами театрализации. «Например, для зрителей было бы странно, если бы сцену, когда к умирающему Андрею приходит Наташа, певцы исполняли стоя. И для Андрея нашли старинное вольтеровское кресло», — вспоминал в мемуарах баритон Алексей Иванов.

Успех оперы был огромен: 7, 8, 10 июня и 8 октября она прозвучала в Большом зале консерватории, а 7 октября — в Зале Чайковского. Прокофьев посещал все концерты, и каждый раз его вызывали на поклоны. Через три дня после премьеры композитор послал телеграмму директору филармонии Владимиру Власову. «Прошу Вас передать самую сердечную благодарность превосходно игравшему оркестру, хоровой капелле под руководством А. С. Степанова, талантливым солистам и прежде всего Самуилу Абрамовичу Самосуду, с такой любовью и с таким мастерством разучившему оперу и проведшему всю работу» (С. А. Самосуд «Статьи. Воспоминания. Письма. М.: Советский композитор, с. 185).

12 июня 1946 года «Война и мир» впервые увидела свет рампы — на сцене Малого оперного театра в Ленинграде.
Первое исполнение оперы прокофьева «война и мир»

Просветительская работа в годы войны
афиши сезона
Перейти к следующей эпохе