1956 — 1970
«ОТТЕПЕЛЬ»
МУЗЫКАЛЬНАЯ

В 1957 году в составе филармонии появился новый коллектив — Московский камерный оркестр под руководством Рудольфа Баршая. В 1960-м Симфонический оркестр Московской филармонии возглавил Кирилл Кондрашин, под руководством которого коллектив быстро обрел международный авторитет и славу одного из ведущих советских оркестров.
В 1958 году филармония выступает одним из организаторов Первого международного конкурса им. П. И. Чайковского, а в 1963-м организует фестиваль искусств «Русская зима».
Середина 1960-х годов — расцвет московской концертной жизни. Создан первый в стране ансамбль старинной музыки «Мадригал» под управлением композитора и клавесиниста Андрея Волконского. Художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР назначен Евгений Светланов. Симфонический оркестр Московской филармонии впервые гастролирует в США, а в СССР с ответным визитом приезжают Кливлендский оркестр и Джульярдский квартет.

Расширяется круг молодых солистов филармонии: в 1966 году на афишах появляются имена Николая Петрова и Владимира Крайнева, спустя четыре года — Виктора Третьякова, Виктории Постниковой, Владимира Спивакова, Олега Кагана, Гидона Кремера.
В 1956 году поднялся «железный занавес», и в СССР один за другим начали приезжать лучшие симфонические оркестры мира: Лондонский филармонический, Бостонский симфонический, оркестр лейпцигского Гевандхауса, Филадельфийский и Венский филармонический оркестры. Спустя полвека родину посетил Игорь Стравинский. А в 1958 филармония стала одним из организаторов Международного конкурса Чайковского.


подпись — 1932. слушатели конференции
1922 г.
1922 г.
В сентябре 1962 года, после почти 50-летнего перерыва, родину посетил Игорь Стравинский — сенсационное, долгожданное, казавшееся почти невозможным событие советской музыкальной истории. Договоренность о поездке сложилась годом ранее в результате встречи Стравинского с делегацией советских музыкантов во главе с Тихоном Хренниковым на Первом Международном фестивале современной музыки в Калифорнийском университете. В октябре 1961 года композитор получил официальное приглашение от Министерства культуры СССР и прибыл на родину в год своего 80-летия.
В Москве при участии Стравинского состоялось четыре концерта в Большом зале консерватории. 26 и 28 сентября играл Госоркестр Союза ССР, «Весной священной» дирижировал Роберт Крафт, а под управлением автора прозвучали «Ода» и балет «Орфей».

В концертах 2 и 3 октября принимал участие Симфонический оркестр Московской филармонии. Крафт руководил исполнением Симфонии с трех частях, Каприччио для фортепиано с оркестром (солистка — Татьяна Николаева), Стравинский дирижировал пьесой «Фейерверк» и сюитой из балета «Петрушка».

«Вечером первый концерт. Конечно, для многих это была только сенсация, но для большинства — музыкантов, или как-то причастных к музыке, или любящих музыку — приезд Стравинского был большим событием. На концерте были Е. А. Фурцева,

Д. Д. Шостакович, Л. И. Прокофьева, Ираклий Андроников и многие видные музыканты, представители искусства, деятели культуры, дипломаты — словом, «концерт-гала». В первом отделении «Одой» дирижировал Стравинский, «Весной священной"—Крафт. Публика принимала очень хорошо. Во втором отделении Стравинский дирижировал «Орфеем» и на бис исполнил «Эй, ухнем». Успех был огромный, многократные вызовы, все вставали, устраивая ему овацию. Игорь Федорович выходил на сцену, опираясь на палку. После исполнения низко кланялся на аплодисменты, улыбался и, уходя со сцены, пожимал руки музыкантам. После этого первого концерта он обратился к публике со словами:
— Вы не можете себе поверить, как я сегодня счастлив!
Это не были светские слова. Он действительно в этот вечер был по-настоящему счастлив. Долго еще не смолкали аплодисменты, пока он в последний раз не вышел на вызовы в пальто. Так это бывало и после других концертов".
(Ксения Стравинская. Приезд И. Ф. Стравинского в СССР)

гастроли
Игоря
Стравинского
1927 г.
В 1965 году пост главного дирижера оркестра занял Евгений Светланов. Два десятилетия его содружества с оркестром ознаменовались большими творческими свершениями: колоссальный рост репертуара за счет новых сочинений и возрождения редко звучащих произведений, расширение гастрольной географии в СССР и за рубежом.
«…передо мной была ясная и точная задача: дирижировать, чтобы пропагандировать редко исполняемые, незаслуженно забытые произведения, особенно русской музыки, а также играть сочинения моих коллег, товарищей, собратьев „по перу“ — советских композиторов. Кроме этого, очень хотелось искать, „раскапывать“ что-то новое, современное, незнакомое… И еще — новыми глазами прочитать основные шедевры русской классики. Очистить их по возможности от различных многолетних исполнительских „отсебятин“, наслоений, штампов».

Евгений Светланов
Светланов создал с Госоркестром фундаментальные циклы, составленные из многих разнообразных программ, включающих лучшие произведения золотого фонда русской классики — так в концертном зале рождалась «Антология русской музыки в грамзаписи», которую коллектив под управлением главного дирижера создавал более 20 лет.

К грандиозному циклу «Антологии» примыкает монументальный концертный цикл «Сокровища западноевропейской музыки»: в десятках программ звучали сочинения разных эпох и стилей — Бах и Гендель, Вагнер и Берлиоз, Россини и Сен-Санс, Рихард Штраус и Брукнер, Малер и Хиндемит, Дебюсси и Равель, Григ и Равель, Дворжак и Сметана.
Евгений Светланов — главный дирижер госоркестра СССР

1928 г.
Ансамбль солистов «Мадригал» был основан в 1965 году композитором и клавесинистом Андреем Волконским (1933−2008). Он сразу вошел в состав Московской филармонии и остается в штате по сей день.
Именно в исполнении «Мадригала» в нашей стране впервые прозвучали шедевры средневековья, Возрождения, раннего барокко, сцены из опер и мадригальные комедии, литургические драмы и духовные мистерии, оратории и мадригалы, светские и духовные песни, старинная инструментальная музыка. Ансамбль сделал старинную музыку основой репертуара и доказал, что это не музейный раритет, а яркая, живая и необычайно привлекательная часть музыкального настоящего.

На концертах «Мадригала» уже в 1960—1970-е публика знакомилась с сочинениями Уильяма Бёрда, Жоскена Депре, Самюэля Шайдта и других старых мастеров, чьи имена многие слышали впервые. А на рубеже XX—XXI вв. ансамбль первым в России включил в своей репертуар произведения Генри Пёрселла и Генриха Шютца — крупнейших мастеров раннего барокко.

В составе ансамбля в разные годы выступали Лидия Давыдова, Карина, Рузанна и Рубен Лисицианы, Лев Маркиз, Борис Берман, Марк Пекарский, Александр Суетин и другие артисты. Многие из них впоследствии организовали свои коллективы, занялись сольной исполнительской деятельностью.
После отъезда Андрея Волконского за рубеж ансамбль выступал под руководством певицы Лидии Давыдовой (1972−1983; 1992−2008), композитора и органиста Олега Янченко (1983−1992). С 2008 года «Мадригал» возглавляет известный исполнитель на старинных щипковых инструментах Александр Суетин.
ансамбль
«Мадригал»

афиши сезона
Перейти к следующей эпохе