1970 — 1991
без границ
МУЗЫКАНТЫ
Вслед за Виктором Третьяковым, Владимиром Спиваковым, Олегом Каганом, Гидоном Кремером на большую сцену выходит новое поколение солистов, среди которых еще совсем юные Евгений Кисин, Вадим Репин и Максим Венгеров.

В годы «холодной войны» важнейшую роль в разрядке международной напряженности играли музыканты. В Московской филармонии проходят Дни английской, французской, итальянской музыки, а ярчайшими событиями филармонической жизни 1970-х становятся выступления Лондонского симфонического оркестра и Бенджамина Бриттена, Лондонского филармонического оркестра и Бернарда Хайтинка, Венского филармонического оркестра и Карла Бёма, Оркестра де Пари и Даниэля Баренбойма, солистов Питера Пирса, Джона Лилла, Маурицио Поллини, Вэна Клайберна. В 1973-м в Москве гастролирует Симфонический оркестр Сан-Франциско под управлением Сейдзи Озавы, в 1977-м в ансамбле со Святославом Рихтером дебютирует Дитрих Фишер-Дискау, а одним из самых запоминающихся концертов 1978 года стал авторский вечер польского композитора Витольда Лютославского.

В 1976 году оркестр филармонии возглавил Дмитрий Китаенко. Под его управлением в репертуаре коллектива зазвучало еще больше музыки ХХ века, в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. В конце 1970-х на московской сцене появляются новые имена и коллективы: Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова. В начале следующего десятилетия в составе филармонии появляются новые коллективы: ансамбль «Концертино» под руководством Андрея Корсакова (1981) и «Академия старинной музыки» под руководством Татьяны Гринденко (1982).
Знаковые события 1980-х — авторские вечера Кшиштофа Пендерецкого, легендарный концерт Владимира Горовица в Большом зале консерватории, сольные фортепианные выступления Даниэля Баренбойма, первый приезд ансамбля Les Arts Florissants под руководством Уильяма Кристи. Постоянно расширяется репертуар филармонических программ: все чаще звучит музыка барокко — Вивальди, Перголези, Гендель; Геннадий Рождественский проводит цикл симфоний Брукнера; серия концертов посвящается музыке Мессиана; в камерных и симфонических программах звучат новые произведения Свиридова, Шнитке, Щедрина и многих других отечественных композиторов. На филармоническую сцену выходит новое поколение солистов, среди которых еще совсем юные Евгений Кисин, Вадим Репин и Максим Венгеров.

Рубежные для отечественной истории 1990−1991 годы были отмечены рядом знаковых гастролей. В Москве выступили Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты, хор и оркестр миланского театра Ла Скала во главе с Риккардо Мути, оркестр лейпцигского Гевандхауса и Курт Мазур, Симфонический оркестр Западногерманского радио и Гари Бертини, Чикагский симфонический оркестр и Георг Шолти.
Музыканты играли важнейшую роль в разрядке международной напряженности в годы «холодной войны». В Москве выступали Бенджамин Бриттен и Маурицио Поллини, Дитрих Фишер-Дискау, Даниэль Баренбойм и многие другие.
1922 г.
В 1978 году золотую медаль VI Международном конкурсе Чайковского выиграл Михаил Плетнев. Эта победа открыла 21-летнему пианисту, тогда еще студенту Московской консерватории, путь на большую сцену и признание на родине и за рубежом.
Уже на первом туре стало понятно, что слушатели стали свидетелями рождения выдающегося таланта. На выступления Плетнева во втором и третьем туре было невозможно попасть, переполненный зал не мог вместить всех желающих: искусство молодого пианиста вызвало и восторг, и острые дискуссии, но никого не оставило равнодушным.

«Михаил Плетнев — музыкант поразительного масштаба и дарования, совершенный по всем параметрам техники. Как сказать, что больше всего поражает в Плетневе — дерзость, серьезность, своеобразный аскетизм? Отсутствие позы, банальной самоподачи? Все это и еще другое, свое, личное, глубоко интимное (почти спрятанное он любопытных глаз) отношение к первоосновам музыки, к ее великим источникам и незыблемым ценностям». (Т. Грум-Гржимайло. Конкурс им. П. И. Чайковского. История. Лица. События.)

Через год после победы своего ученика Лев Власенко писал: «Прошлогодние конкурсные баталии, яркие и бескомпромиссные, еще раз подтвердили, что самое ценное и важное — это личность, индивидуальность исполнителя. И среди бесспорно одаренных личностей особое место принадлежит Михаилу Плетневу. Прошел только год со дня его победы, а сколько за это время произошло в судьбе артиста! <…> Передо мною вырезки из американских и английских газет. Цитирую: «Запомните это имя — вы услышите о Плетневе и в 21 веке», «если гений — это тот, кто выходит за пределы человеческих возможностей, то Плетнев без сомнения гений». (Л. Власенко. Статьи, материалы, интервью).

В июне 1982 года Михаил Плетнев стал солистом Московской филармонии.
Михаил Плетнев — победитель VI международного конкурса имени П. И. Чайковского
1928 г.
подпись — 1932. слушатели конференции
В 1979 году Владимир Спиваков объединил лучших музыкантов столицы в камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Места концертмейстеров групп в нем заняли артисты прославленного Квартета имени Бородина, задав высочайшую планку новому коллективу.
30 декабря «Виртуозы Москвы» выступили в Большом зале консерватории на фестивале Московской филармонии «Русская зима». Публика была заинтриговала сообщениями о зарубежных триумфах молодого коллектива и спешила лично познакомиться с новым оркестром и Спиваковым-дирижером.
«Концерт имел ошеломляющий успех, хотя и раздавались возгласы неудовольствия, что Спиваков сравнительно мало играл solo. Безупречная интонация, очарование инструментального bel canto, „бриллиантные“ пассажи — словом, все, что привлекает публику в игре Спивакова-скрипача, было продемонстрировано в этот вечер как бы в многократном увеличении, причем в сочетании с тончайшим и изящнейшим ансамблем, почти невероятным для „сборного“ коллектива, существующего так недолго». (В. Лихт, В. Тонха. Музыкальная академия, 1980, № 5)
КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР «ВИРТУОЗЫ МОСКВЫ»
1931 г.
1922 г.
В сентябре 1962 года, после почти 50-летнего перерыва, родину посетил Игорь Стравинский — сенсационное, долгожданное, казавшееся почти невозможным событие советской музыкальной истории. Договоренность о поездке сложилась годом ранее в результате встречи Стравинского с делегацией советских музыкантов во главе с Тихоном Хренниковым на Первом Международном фестивале современной музыки в Калифорнийском университете. В октябре 1961 года композитор получил официальное приглашение от Министерства культуры СССР и прибыл на родину в год своего 80-летия.
В Москве при участии Стравинского состоялось четыре концерта в Большом зале консерватории. 26 и 28 сентября играл Госоркестр Союза ССР, «Весной священной» дирижировал Роберт Крафт, а под управлением автора прозвучали «Ода» и балет «Орфей».

В концертах 2 и 3 октября принимал участие Симфонический оркестр Московской филармонии. Крафт руководил исполнением Симфонии с трех частях, Каприччио для фортепиано с оркестром (солистка — Татьяна Николаева), Стравинский дирижировал пьесой «Фейерверк» и сюитой из балета «Петрушка».

«Вечером первый концерт. Конечно, для многих это была только сенсация, но для большинства — музыкантов, или как-то причастных к музыке, или любящих музыку — приезд Стравинского был большим событием. На концерте были Е. А. Фурцева,

Д. Д. Шостакович, Л. И. Прокофьева, Ираклий Андроников и многие видные музыканты, представители искусства, деятели культуры, дипломаты — словом, «концерт-гала». В первом отделении «Одой» дирижировал Стравинский, «Весной священной"—Крафт. Публика принимала очень хорошо. Во втором отделении Стравинский дирижировал «Орфеем» и на бис исполнил «Эй, ухнем». Успех был огромный, многократные вызовы, все вставали, устраивая ему овацию. Игорь Федорович выходил на сцену, опираясь на палку. После исполнения низко кланялся на аплодисменты, улыбался и, уходя со сцены, пожимал руки музыкантам. После этого первого концерта он обратился к публике со словами:
— Вы не можете себе поверить, как я сегодня счастлив!
Это не были светские слова. Он действительно в этот вечер был по-настоящему счастлив. Долго еще не смолкали аплодисменты, пока он в последний раз не вышел на вызовы в пальто. Так это бывало и после других концертов".
(Ксения Стравинская. Приезд И. Ф. Стравинского в СССР)

гастроли
Игоря
Стравинского
1927 г.
Ансамбль солистов «Мадригал» был основан в 1965 году композитором и клавесинистом Андреем Волконским (1933−2008). Он сразу вошел в состав Московской филармонии и остается в штате по сей день.
Именно в исполнении «Мадригала» в нашей стране впервые прозвучали шедевры средневековья, Возрождения, раннего барокко, сцены из опер и мадригальные комедии, литургические драмы и духовные мистерии, оратории и мадригалы, светские и духовные песни, старинная инструментальная музыка. Ансамбль сделал старинную музыку основой репертуара и доказал, что это не музейный раритет, а яркая, живая и необычайно привлекательная часть музыкального настоящего.

На концертах «Мадригала» уже в 1960—1970-е публика знакомилась с сочинениями Уильяма Бёрда, Жоскена Депре, Самюэля Шайдта и других старых мастеров, чьи имена многие слышали впервые. А на рубеже XX—XXI вв. ансамбль первым в России включил в своей репертуар произведения Генри Пёрселла и Генриха Шютца — крупнейших мастеров раннего барокко.

В составе ансамбля в разные годы выступали Лидия Давыдова, Карина, Рузанна и Рубен Лисицианы, Лев Маркиз, Борис Берман, Марк Пекарский, Александр Суетин и другие артисты. Многие из них впоследствии организовали свои коллективы, занялись сольной исполнительской деятельностью.
После отъезда Андрея Волконского за рубеж ансамбль выступал под руководством певицы Лидии Давыдовой (1972−1983; 1992−2008), композитора и органиста Олега Янченко (1983−1992). С 2008 года «Мадригал» возглавляет известный исполнитель на старинных щипковых инструментах Александр Суетин.
ансамбль
«Мадригал»

афиши сезона
Перейти к следующей эпохе