Дирижер Вилли Ферреро. Фотография с автографом для Госоркестра СССР. 1951
В 1950-1952 гг. в Московской филармонии выступал выдающийся итальянский дирижер Вилли Ферреро.
Его блистательная карьера началась еще до Первой мировой войны: в качестве дирижера-вундеркинда он объездил весь мир. В 1913 году 8-летний Ферреро впервые посетил Петербург и Москву. “На эстраду вышел... мальчик небольшого роста с большой шапкой темных волос. Весь его облик напоминал “Маленького лорда Фаунтлероя”, каким герой этой английской книжки для детей был изображен на картинке», — вспоминал в своих записках князь К.Н. Голицын.
В 1936 году Ферреро гастролировал в СССР — уже в статусе дирижера с мировым именем. Его последний визит в Москву состоялся после войны. В свои программы Ферреро включал сочинения разных эпох и стилей — от Моцарта и Бетховена до Мусоргского и Лядова. Вместе с прославленным маэстро выступали Госоркестр СССР и оркестр Всесоюзного радиокомитета.
Интерпретация Ферреро Четвертой симфонии Чайковского произвела настоящую сенсацию. «Уж это-то сочинение все мы знали с раннего детства: его исполняли часто и действительно выдающиеся советские дирижеры: Голованов, Самосуд, Орлов. Но опять свершилось чудо: Четвертую, такую знакомую, просто нельзя было узнать. Казалось, что музыка гениальной симфонии была создана именно такой и не должна была исполняться никак иначе — настолько прекрасным и совершенным было это исполнение», — вспоминал знаменитый скрипач Артур Штильман.
Огромное впечатление на публику производило и «Болеро» Равеля, которое, по словам Штильмана, Ферреро «“поставил” с непостижимым мастерством и вкусом». «“Болеро” — экзотический танец на остинатном ритме, исполняемом на малом барабане. Исполнитель, ударник, как правило, сидит непосредственно перед дирижером и начинает свою партию и саму пьесу исключительно тихо. <…> Грандиозный, все время нарастающий финал приводил слушателей в исступленный восторг. Опять повторялась та же картина, что и в 4-й Симфонии Чайковского: публика требовала исполнения “Болеро” еще и еще раз!»
Фрагменты послевоенных концертов Ферреро были изданы на пластинках в 1962 и 1972 годах фирмой «Мелодия». Среди дошедших до нас записей — сочинения Моцарта, Россини, Иоганна и Рихарда Штрауса, Дебюсси и многие другие.
«Вообще все, к чему прикасался этот дирижер, преображалось в музыкальное чудо: его руки были настолько пластичными, с техникой совершенно незаметной, настолько “певучими”, что казалось сами “рисовали” музыку в момент ее создания. <…> Романтическая стихия возникала как бы сама собой, достигала драматических вершин, бури, каких-то низвергающихся потоков, потом стихия успокаивалась, и наступали моменты божественного успокоения, безбрежной красоты...» /Артур Штильман. Вилли Ферреро в Москве. «Чайка», 2005, № 17 (52), 2 сентября/