1956 — 1970
«ОТТЕПЕЛЬ»
МУЗЫКАЛЬНАЯ

В 1957 году в составе филармонии появился новый коллектив — Московский камерный оркестр под руководством Рудольфа Баршая. В 1960-м Симфонический оркестр Московской филармонии возглавил Кирилл Кондрашин, под руководством которого коллектив быстро обрел международный авторитет и славу одного из ведущих советских оркестров.
В 1958 году филармония выступает одним из организаторов Первого международного конкурса им. П. И. Чайковского, а в 1963-м организует фестиваль искусств «Русская зима».
Середина 1960-х годов — расцвет московской концертной жизни. Создан первый в стране ансамбль старинной музыки «Мадригал» под управлением композитора и клавесиниста Андрея Волконского. Художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР назначен Евгений Светланов. Симфонический оркестр Московской филармонии впервые гастролирует в США, а в СССР с ответным визитом приезжают Кливлендский оркестр и Джульярдский квартет.

Расширяется круг молодых солистов филармонии: в 1966 году на афишах появляются имена Николая Петрова и Владимира Крайнева, спустя четыре года — Виктора Третьякова, Виктории Постниковой, Владимира Спивакова, Олега Кагана, Гидона Кремера.
Музыкальная «оттепель»: новые имена и новые горизонты. В СССР впервые приезжают лучшие оркестры мира, а московские музыканты начинают исполнять старинную музыку.
Чарльз Мюнш, Наталья Рождественская, Николай Аносов, Давид Ойстрах, Кирилл Кондрашин с Бостонским симфоническим оркестром. Большой зал консерватории, 1956
1956—1957
1957—1958
После исполнения Одиннадцатой симфонии Шостаковича в Большом зале консерватории. Дирижер Леопольд Стоковский и композитор принимают поздравления. 7 июня 1958
1961—1962
Игорь Стравинский в Большом зале консерватории, 1962

В сентябре 1962 года, после почти 50-летнего перерыва, родину посетил Игорь Стравинский — сенсационное, долгожданное, казавшееся почти невозможным событие советской музыкальной истории. Договоренность о поездке сложилась годом ранее в результате встречи Стравинского с делегацией советских музыкантов во главе с Тихоном Хренниковым на Первом Международном фестивале современной музыки в Калифорнийском университете. В октябре 1961 года композитор получил официальное приглашение от Министерства культуры СССР и прибыл на родину в год своего 80-летия.

В Москве при участии Стравинского состоялось четыре концерта в Большом зале консерватории. 26 и 28 сентября играл Госоркестр Союза ССР, «Весной священной» дирижировал Роберт Крафт, а под управлением автора прозвучали «Ода» и балет «Орфей».

В концертах 2 и 3 октября принимал участие Симфонический оркестр Московской филармонии. Крафт руководил исполнением Симфонии с трех частях, Каприччио для фортепиано с оркестром (солистка — Татьяна Николаева), Стравинский дирижировал пьесой «Фейерверк» и сюитой из балета «Петрушка».

«Вечером первый концерт. Конечно, для многих это была только сенсация, но для большинства — музыкантов, или как-то причастных к музыке, или любящих музыку — приезд Стравинского был большим событием. На концерте были Е. А. Фурцева,

Д. Д. Шостакович, Л. И. Прокофьева, Ираклий Андроников и многие видные музыканты, представители искусства, деятели культуры, дипломаты — словом, «концерт-гала». В первом отделении «Одой» дирижировал Стравинский, «Весной священной"—Крафт. Публика принимала очень хорошо. Во втором отделении Стравинский дирижировал «Орфеем» и на бис исполнил «Эй, ухнем». Успех был огромный, многократные вызовы, все вставали, устраивая ему овацию. Игорь Федорович выходил на сцену, опираясь на палку. После исполнения низко кланялся на аплодисменты, улыбался и, уходя со сцены, пожимал руки музыкантам. После этого первого концерта он обратился к публике со словами:
— Вы не можете себе поверить, как я сегодня счастлив!
Это не были светские слова. Он действительно в этот вечер был по-настоящему счастлив. Долго еще не смолкали аплодисменты, пока он в последний раз не вышел на вызовы в пальто. Так это бывало и после других концертов".
(Ксения Стравинская. Приезд И. Ф. Стравинского в СССР)

Гастроли
Игоря
Стравинского
1962—1963
1963—1964
1964—1964
В 1965 году пост главного дирижера оркестра занял Евгений Светланов. Два десятилетия его содружества с оркестром ознаменовались большими творческими свершениями: колоссальный рост репертуара за счет новых сочинений и возрождения редко звучащих произведений, расширение гастрольной географии в СССР и за рубежом.
«…передо мной была ясная и точная задача: дирижировать, чтобы пропагандировать редко исполняемые, незаслуженно забытые произведения, особенно русской музыки, а также играть сочинения моих коллег, товарищей, собратьев „по перу“ — советских композиторов. Кроме этого, очень хотелось искать, „раскапывать“ что-то новое, современное, незнакомое… И еще — новыми глазами прочитать основные шедевры русской классики. Очистить их по возможности от различных многолетних исполнительских „отсебятин“, наслоений, штампов».

Светланов создал с Госоркестром фундаментальные циклы, составленные из многих разнообразных программ, включающих лучшие произведения золотого фонда русской классики — так, в концертном зале рождалась «Антология русской музыки в грамзаписи», которую коллектив под управлением главного дирижера создавал более 20 лет.

К грандиозному циклу «Антологии» примыкает монументальный концертный цикл «Сокровища западноевропейской музыки»: в десятках программ звучали сочинения разных эпох и стилей — Бах и Гендель, Вагнер и Берлиоз, Россини и Сен-Санс, Рихард Штраус и Брукнер, Малер и Хиндемит, Дебюсси и Равель, Григ и Равель, Дворжак и Сметана.
Евгений Светланов — главный дирижер госоркестра СССР

1965—1966
афиши и программки сезона
Перейти к следующей эпохе