После исполнения Одиннадцатой симфонии Шостаковича в Большом зале консерватории. Дирижер Леопольд Стоковский и композитор принимают поздравления. 7 июня 1958
Лето 1958 года состоялся долгожданный приезд в СССР 76-летнего Леопольда Стоковского. Он стал первым американским дирижером, выступившим с советским оркестром. В то время он возглавлял Хьюстонский симфонический оркестр и продолжал сотрудничество с крупнейшими оркестрами и институциями США. В СССР Стоковский был известен как ценитель, знаток и популяризатор советской музыки, под его управлением в Америке впервые прозвучали многие произведения Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна, Глиэра, Кабалевского, Хренникова.
Дирижер не раз говорил, что всегда испытывал глубочайший интерес к русской музыке и русской культуре. В интервью «Советской культуре» он так сформулировал цель своего приезда: «Я приехал в Россию один, для того чтобы дирижировать русскими оркестрами, исполнять русскую и американскую музыку. Для изучения русской музыки и русской культуры я приезжал в вашу страну еще до войны. Я привез тогда с собой в Америку симфонии Шостаковича, которые там были не известны. Я был единственным, кто исполнял в США музыку Шостаковича до тех пор, когда во время войны все стали исполнять его Седьмую симфонию. Теперь я руковожу чудесным оркестром в Хьюстоне, штат Техас, и несколько недель назад мне прислали самолетом из Советского Союза партитуру Одиннадцатой симфонии Шостаковича. Мы ее исполняли в США и сделали грамзаписи. <…> Мне бы также хотелось познакомить советскую аудиторию с американской музыкой, в частности, с творчеством молодых композиторов Крестона, Барбера, Хованесса. Я — энтузиаст обмена между русской и американской культурами. Уверен, что, если бы русские и американцы могли чаще встречаться, они бы стали друзьями, ибо между ними много общего».
В Большом зале консерватории Стоковский выступил с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. В первом отделении прозвучала Пассакалья до минор Баха в авторской оркестровке маэстро и «Адажио» Барбера, во второй отделении — Одиннадцатая симфония Шостаковича. Запись этого концерта (без сочинения Барбера) была издана.
Затем Стоковский дал два концерта в Зале Чайковского. С оркестром Московской филармонии он исполнил Шестую симфонию Чайковского, Пятую симфонию Прокофьева, симфонические фрагменты из «Тристана и Изольды» Вагнера и музыку балета Мануэля де Фальи «Любовь-волшебница», где в качестве солистки выступила молодая солистка Большого театра Ирина Архипова.
Гастроли Стоковского ожидаемо вызвали колоссальный интерес. Особенно отмечали необычное расположение оркестра на сцене. Левую половину эстрады занимали струнные, правую — несколько пультов скрипок, деревянные духовые и арфа, в центре и позади — медные и ударные. Виолончели, значительно приподнятые над всем оркестром, сидели не один пульт за другим, а все в один ряд, за ними так же располагались контрабасы. «Трудно сразу оценить достоинства этой рассадки. Но, видимо, она задумана не по акустическим соображениям, иначе Стоковский менял бы ее в соответствии с акустикой того или иного зала». (И. Сергеев. Леопольд Стоковский в Москве. «Советская музыка», 1958 № 8)
Настоящей сенсацией стало выступление Стоковского в зале Дворца спорта перед двенадцатитысячной аудиторией. «Такой эксперимент проведен у нас впервые. И надо сказать, что он вполне удался: музыка в громадном зале, благодаря умело налаженной системе радиоусилителей, звучала вполне хорошо. Отрадно, что выступление зарубежного мастера привлекло такую громадную массу людей, интересующихся серьезно музыкой». (И. Сергеев. Леопольд Стоковский в Москве. «Советская музыка», 1958 № 8)