Программа концертов гитариста Андреса Сеговии. Март 1926
В марте 1926 года по приглашению Росфила в СССР выступил выдающийся гитарист Андрес Сеговия. Его роль в истории гитарной музыки можно сравнить с ролью Никколо Паганини в скрипичном искусстве. Он преодолел мнение о гитаре как о маловыразительном, не подходящем для академической сцены инструменте и первым из гитаристов выступил в лучших залах Мадрида, Барселоны, Лондона, Парижа, Москвы, Нью-Йорка, Буэнос-Айреса и Токио.
В свой первый приезд Сеговия дал шесть концертов в Москве (2, 9, 11, 12, 26 и 28 марта), не считая закрытого концерта для учащихся и преподавателей Московской консерватории, и два в Ленинграде. Они прошли с таким художественным и материальным успехом, что Росфил сразу заручился согласием музыканта на ряд выступлений и в следующем сезоне. Во второй приезд Сеговия снова дал шесть концертов в Москве, три в Ленинграде, по одному в Харькове и Киеве.
«Первый концерт, состоявшийся 2 марта 1926 года в Малом зале Московской консерватории, вызвал громадный интерес не только у гитаристов, но и у широкой публики и у музыкантов других специальностей. <…> Количество желавших послушать игру Сеговия оказалось столь велико, что следующие его концерты пришлось перенести в Большой зал консерватории и в Колонный зал Дома союзов». (Гитара в России. Л., Музгиз, 1961)
«Выдающееся событие тех лет — гастроли Андре Сеговия. Раньше я не представлял себе, что гитара может быть столь высоко художественным инструментом. С концерта Сеговия я вышел совершенно потрясенный. Сеговия, этот заслуженный кумир публики, был не просто музыкантом — музыкантов много! Сеговия был явлением, которое нужно ставить в один ряд с Ермоловой, Рахманиновым, Скрябиным, Изаи, Казальсом, Шаляпиным…», — писал выдающийся советский альтист Вадим Борисовский (Московской филармонии — 50! // Сов. музыка, 1972, № 8). Нарком просвещения Анатолий Луначарский в 1926 году отмечал, что Сеговия умеет извлечь из инструмента «все таящиеся в нем до сих пор неизвестные возможности — в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью».
Концерты Сеговии вызвали огромную популярность гитары в нашей стране. Музыкант четыре раза приезжал в Советский союз (1926, 1927, 1930, 1936) и не только выступал с концертами, а встречался с советскими гитаристами и давал открытые уроки. После его выступлений интерес к классической шестиструнной гитаре так возрос, что оттеснил русскую семиструнную гитару на второй план, а в музыкальных училищах и отдельных музыкальных вузах были открыты классы гитары.