1921 — 1932
Филармония в столице торжественно открылась 29 января 1922 года под названием Госфил Н.К.П. [Народного комиссариата просвещения]. Высочайший уровень филармонических событий был заявлен с первых лет существования организации. В 1920-е годы здесь выступают крупнейшие исполнители нашей страны и ведущие музыканты мира — дирижеры Отто Клемперер, Герман Абендрот, Эрих Кляйбер, Эрнест Ансерме, пианист Артур Рубинштейн, скрипачи Ефрем Цимбалист и Яша Хейфец. Филармония знакомит слушателей с новейшей музыкой Европы — в Москве проходят авторские концерты Дариюса Мийо и Белы Бартока.

На филармонической сцене начинают свой путь молодые советские музыканты и коллективы, в том числе Квартет имени Бетховена, созданный в 1923 году. А в 1928 у филармонии наконец появляется собственный симфонический оркестр, с которым постоянно работают выдающиеся советские дирижеры Николай Голованов и Александр Орлов, выступают многие русские и зарубежные маэстро.

Однако творческие свершения первого десятилетия жизни филармонии происходили на фоне серьезных административных и финансовых сложностей. Поиск оптимальной структуры организации и аппарата ее управления, формы материального обеспечения и общественных функций привели к тому, что филармония несколько раз ликвидировалась и создавалась заново: осенью 1923 года «Госфил» превратился в акционерное общество «Росфил» (Российская филармония), в 1928 году преобразованное в "Софил" («Советская филармония»). В сезоне 1930/31 филармония фактически перестала существовать, став частью Государственного объединения музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ). И лишь осенью 1931 года на музыкальной карте страны появляется имя «Московская филармония».
Филармония четыре раза меняет свое название, банкротится и восстает из пепла,
но не перестает представлять в Москве крупнейших музыкантов страны и Европы.

Торжественное открытие
Второе отделение открыли хоры a capella: «Гимн Пифагорейцев восходящему солнцу» Ипполитова-Иванова и "Развалину башни…" Танеева исполнила Государственная хоровая капелла под управлением Павла Чеснокова. За хорами последовали «Поэма экстаза» Скрябина и Второй концерт Рахманинова, солировал Константина Игумнов.

Симфонический коллектив, собранный для этого торжественного дня из московских музыкантов, назван в афише Государственным академическим оркестром, однако в реальности до создания Госоркестра пройдет еще почти 15 лет, а проблему создания собственного оркестра Филармония сможет решить лишь через 5 лет.

Интерес к событию оказался огромным, о чем свидетельствуют не только печать того времени, но и сохранившиеся в архивах письма к руководителям филармонии от москвичей и любителей музыки из других городов, приехавших в столицу специально на первый филармонический вечер и не заставших в кассах ни одного билета.
Афиша первого концерта Московской филармонии,
29 января 1922

29 января 1922 года в Большом зале Московской консерватории состоялось торжественное открытие Госфила — Государственной филармонии Н.К.П. (Народного комиссариата просвещения). Со приветственным словом выступил музыковед и композитор Борис Борисович Красин, руководитель АК МУЗО — Академического центра Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения, который выступал в качестве организатора и руководителя Госфила.

Обширная программа дневного торжественного концерта началась с исполнения Девятой симфонии Бетховена с участием выдающихся певцов, объединенных в вокальный квартет Госфила: Антонины Неждановой, Полины Доберт, Александра Богдановича и Василия Петрова. Дирижировал Александр Хессин.
1921—1922
Торжественное открытие
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ
Персимфанс выступает для рабочих в заводском цеху
Филармония начала работу, не имея собственного симфонического оркестра. Попытка создать самостоятельный государственный коллектив не увенчалась успехом: не было ни достаточного числа квалифицированных музыкантов, ни средств.

В октябре 1922 года в состав филармонии в полном составе вошел Персимфанс — возникший незадолго до того Первый симфонический ансамбль в составе восьмидесяти превосходных музыкантов. Сохраняя автономию, Персимфанс выступал не только по своему обычаю без дирижера, но и под управлением выдающихся мастеров: Михаила Ипполитова-Иванова, Вячеслава Сука, Феликса Блуменфельда, Эмиля Купера, Александра Хессина. Однако его альянс с филармонией просуществовал недолго и уже в начале 1923 года распался.
1922—1923
ПЕР
АНС
СИМФ
1922—1923
1924—1925
1925—1926
1927—1928
Афиша концерта Эрнеста Ансерме, 18 марта 1928
Гастроли
Эрнеста
Ансерме
1927—1928
Весной 1928 года СССР впервые посетил швейцарский дирижер Эрнест Ансерме. С 1910-х годов он находился в эпицентре музыкальной жизни Европы, был знаком со многими композиторами — Клодом Дебюсси, Морисом Равелем, Игорем Стравинским, Сергеем Прокофьевым.

По рекомендации Стравинского в 1915 году Ансерме стал главным дирижером Русского балета Дягилева, под его управлением состоялиcь премьеры балетов «Парад» Эрика Сати, «Треуголка» Мануэля де Фальи, «Сказ про шута, семерых шутов перешутившего» Мануэля де Фальи, а также целого ряда сочинений Игоря Стравинского, в том числе «Сказки о солдате», «Пульчинеллы», «Сказа про лису, петуха и барана».

В Москве Эрнест Ансерме выступил 18 марта 1928 года в восьмом концерте первого абонемента. В большом зале консерватории он дирижировал оркестром Большого театра. В программу концерта вошли «Послеполуденный отдых фавна» (фигурирующий в афише как «Послеобеденный отдых фавна») и сюита «Иберия» Дебюсси, Скрипичный концерт Сен-Санса (солист — Диец Вейсман), «Альборада» Равеля и "Пасифик-231″ Онеггера.
1928—1929
После коренной реорганизации филармонии в очередной раз остро встал вопрос о собственном симфоническом оркестре. На этот раз он был решен: осенью 1928 года удалось объединить в новый коллектив несколько десятков высококвалифицированных музыкантов и образовать филармонический оркестр. Организатором и директором стал виолончелист квартета Страдивариуса и дирижер Большого театра Виктор Кубацкий.

Первое выступление оркестра состоялось 16 ноября 1928 года в Большом зале консерватории, под управлением Николая Голованова прозвучал Реквием Моцарта.
Благодаря энтузиазму участников новый коллектив смог удивительно быстро добиться высокого исполнительского уровня. Конечно, этому способствовала его работа с такими мастерами, как Николай Голованов, Вячеслав Сук, Константин Сараджев, Лев Штейнберг, Василий Небольсин, а также прославленными зарубежными дирижерами, выступавшими в Москве, – Эрнестом Ансерме, Отто Клемперером, Германом Шерхеном.
Оркестр Московской
филармонии
1928—1929
26-летний чилийский пианист впервые приехал в СССР в ореоле победителя одного из первых международных конкурсов пианистов, состоявшегося в Женеве в 1927 году. В Москве в Большом зале консерватории он выступил как солист и в сопровождении симфонического оркестра.

В афише большого сольного концерта 1 марта значились Рондо Бетховена, Вариации на тему Паганини Брамса, си-минорная соната Листа, сочинения Шопена и «Исламей» Балакирева (в своей статье о пианисте музыковед Л. Григорьев приводит другую программу: «Петрушка» Стравинского, «Исламей» Балакирева, си-минорная Соната Шопена, Партита и две прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» Баха, пьесы Дебюсси). 3 марта с оркестром Софила Аррау исполнил три фортепианных концерта — Второй Шопена, Четвертый Бетховена и Первый Чайковского.

Даже на фоне других иностранных знаменитостей, Аррау поразил феноменальной техникой, «энергическим волевым напором», свободой владения всеми элементами фортепианной игры, пальцевой техникой, педализацией, ритмической ровностью, красочностью своей палитры. Однако сердца московских слушателей он не завоевал: хотя внешние атрибуты успеха сопровождали пианиста постоянно, но им всегда сопутствовало и несколько ироническое отношение критиков, упрекавших его в традиционных пороках виртуозов — поверхностности, формальности трактовок, нарочитой быстроте темпов.
24 января с единственным сольным концертом в Москве выступил композитор и пианист Бела Барток. Этот концерт был частью больших трехнедельных гастролей в Советском Союзе, которые Барток осуществил по приглашению Софила. Интерес композитора к новой России отчасти стимулировался увлекательными рассказами его венгерских друзей, ранее побывавших в СССР, в том числе скрипача Йожефа Сигети.

Имя Бартока было хорошо известно в СССР с начала 1920-х. В 1923—1928 гг. в Москве и Ленинграде прошла целая серия исполнений сочинений Бартока, преимущественно камерных. В январе 1925 года в Москве в исполнении Государственного квартета имени Страдивариуса впервые прозвучали Первый и Второй струнные квартеты композитора.

В том же году вышел специальный номер журнала «Современная музыка», посвященный творчеству Бартока, которое в Советском Союзе противопоставляли упадническим тенденциям современной западной музыки. Сочинения Бартока исполнял Персимфанс, пианистка Елена Бекман-Щербина, огромный интерес к ним испытывали Мясковский, молодой Шостакович и многие другие отечественные композиторы. Все это подготовило богатую почву для приезда Бартока в СССР.

За три недели в Советском союзе венгерский музыкант выступил в Москве, Ленинграде, Харькове и Одессе. В Москве он дал единственный концерт, выступив как пианист и композитор. В первом отделении он играл собственные переложения сочинений старых итальянских мастеров — Росси, Марчелло, Скарлатти, делла Чиайи, а также «Эпитафии» Золтана Кодая, две пьесы из своего цикла «Под открытым небом» и Allegro barbaro. Второе отделение Барток полностью посвятил своим фортепианным произведениям, наибольший успех имели «Венгерские танцы», «Бурлески» и «Румынские колядки».

Концерт прошел с огромным успехом. В своих дневниках Барток пишет о необычайном темпераменте советской публике, долго не отпускавшей его со сцены. В письмах жене Барток также подробно описывает зимние пейзажи Москвы, а также новое строительство, поразившее его своей масштабностью.
Гастроли
Белы
Бартока
Гастроли
Клаудио
Аррау
Афиша концертов Клаудио Аррау
афиши и программки